«Иван Васильевич меняет профессию»: история фильма, не получившего ни одной премии

50 лет назад вышла одна из лучших советских комедий «Иван Васильевич меняет профессию». Удивительно, что этот фильм не получил ни одной премии, хотя и сегодня зрители смотрят его, а фразы оттуда знают несколько поколений зрителей.

Леонида Гайдая отговаривали от экранизации пьесы Михаила Булгакова. Потому что еще в 1936 году постановку отменили в Театре Сатиры, а потом произведение и вовсе запретили.

Через много лет запрет сняли и «Ивана Васильевича» даже поставили в Театре киноактера, но успехом она не пользовалась, так что шансы на успех у кинорежиссера были невелики. Но для Гайдая было главное – загореться идеей.

Гайдай для съемок пригласил проверенных на предыдущих кинолентах коллег – оператора Сергея Полуянова, звукооператора Раису Маргачеву, художника Евгения Куманькова и композитора Александра Зацепина.

Режиссер собирался отдать две главных роли Юрию Никулину. Актер отказался, сославшись на длительные гастроли в цирке, но на самом деле опасался, что фильм положат на полку. Гайдай, конечно, виду не подал, но обиделся и больше Юрия Владимировича в свои фильмы не звал.

Других претендентов на роль царя было немало, однако часть актеров отсеяли из-за неподходящего амплуа: Георгию Вицину отказали, так как он сильно напоминал Труса, а Владимир Этуш – товарища Саахова. А вот Евгений Лебедев отлично вжился в образ царя, однако отказался очень неубедительным управдомом. Идеальным кандидатом стал Юрий Яковлев.

Вора Жоржа Милославского мог сыграть Андрей Миронов, который прекрасно смотрелся в паре с Никулиным, но с Яковлевым дуэт не получился. После этого для себя Леонид Иович открыл Леонида Куравлева, с которым после этого работал почти в каждом проекте.

На роль ученого Тимофеева претендовал Олег Видов, но режиссер предпочел снять проверенного Шурика – Александра Демьяненко. Так Николай Тимофеев стал Александром.

Также в фильме снялись Сергей ФилипповМихаил Пуговкин и Наталья Крачковская, с которыми режиссер уже работал. Правда, худсовет не сразу утвердил Пуговкина, потому что чиновники не видели этого актера в образе режиссера. Но Гайдай отстоял «коллегу». Кстати, Якин стал пародией на Ивана Пырьева, который когда-то помог Леониду Иовичу, но рабочие отношения у них не сложились.

Интересно, что в своих фильмах Гайдай практически всегда находил роль для своей супруги Нины Гребешковой, а вот в этом фильме не нашел даже эпизода. Но в «Иване Васильевиче» звучит фраза актрисы «Так и тянет устроить скандал», которую Гребешкова сказала как-то режиссеру дома во время ссоры.

Во время съемок Наталья Крачковская заболела пневмонией и сильно похудела. Пришлось Гайдаю прописывать ей персональную диету из каши со сливками, макарон с сыром и оладий с медом. Набрав вес, актриса вернулась на съемочную площадку.

В эпизоде, где Ульяна Андреевна перелезает с одного балкона на другой, актриса рисковала жизнью. Крачковская жутко боялась высоты, поэтому режиссер сказал, что ее будет страховать люлька. Когда актриса стала перелезать через перила, то увидела, что никакой люльки нет, и едва не сорвалась вниз. Ее подхватили и затащили на балкон. Дублей делать не стали, поэтому этой сцены в фильме нет.

После внесенный правок в черновую версию фильма, хронометраж картины сократился на 10 минут. Несколько реплик пришлось переозвучить. Так, например, Яковлев в образе царя говорит: «Гитлер, капут!», но по губам актера можно прочитать: «Мир! Дружба!».

Адрес царя «Москва, Кремль» сочли недопустимым, поэтому в фильме говорят просто: «В палатах». Также убрали сцену, в которой царь Грозный жарит котлеты в квартире Тимофеева. Этот эпизод принижал величие государя.

Оцените статью
«Иван Васильевич меняет профессию»: история фильма, не получившего ни одной премии
Пришел как-то Мольер в гости к Островскому… «Плутни Скапена» в Малом театре