Их печальные судьбы окажутся удивительно схожими: 4 легенды советского кино на роковом фото из 1976 года

Три одинаковых несчастья произойдут в разные годы и в разных местах и сведут в могилу трех женщин на этом снимке. Майю Булгакову наверняка узнали все любители отечественного кинематографа, а вот с остальными, не менее именитыми персонами, могут возникнуть трудности.

Крайняя слева – актриса, «королева эпизодов» в советском кино, из тех, кого помнят в лицо по многочисленным фильмам, но не всегда знают по имени.

Справа – знаменитые супруги-кинорежиссеры, фильмы которых стали классикой национального кинематографа. Причем работали они по отдельности. Но, к сожалению, постановщики остаются за кадрами своих картин, и зритель обычно их не знает в лицо, тогда как, прекрасно помнит фамилии.

Мы расскажем обо всех четырех легендах советского кино, а начнем с объяснения того, где и когда была сделана эта фотография.

С 11 по 14 мая 1976 года в Москве, в Большом Кремлевском дворце, состоялся 3-й съезд Союза кинематографистов СССР. Это общественная организация, созданная в 1965 г., объединяла всех советских людей, чья профессия была связана с кинематографом.

«Корочку» члена Союза имели и всеми любимые звезды экрана, и начинающие дебютанты, и «бойцы невидимого фронта» (сценаристы, операторы, художники-постановщики и т.д.), и даже киноведы из научных изданий. Кроме всего прочего членский билет открывал его обладателю доступ на премьерные и закрытые показы, пускал на кинофестивали и в рестораны Домов кино Москвы и союзных республик.

В 1976 году среди делегатов съезда было много узнаваемых лиц. Некоторые впервые посещали Кремль, а потому спешили запечатлеть себя на память в императорских интерьерах. И вот в какой-то момент на лестнице, скорее всего, случайно, встретилась и эта четверка. Могли ли они представить, что их всех ожидает?

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВА

Крайняя слева, в традиционном платье и пуховом платке.

Заслуженная артистка РСФСР (1969).

Валентина Дубина (ударение на второй слог, Владимировой она станет после замужества) родилась 22 ноября 1927 года в Кировоградской области Украины.

Выпускница звездного курса актерского факультета ВГИКа 1955 года. Среди ее однокурсников Юрий БеловМайя БулгаковаВалентина БерезуцкаяИзольда ИзвицкаяТатьяна КонюховаМаргарита КриницынаРуфина НифонтоваНадежда РумянцеваГеннадий Юхтин и др.

С 1955 по 1989 гг. Валентина Харлампиевна сыграла в 101 художественном фильме, и в большинстве лишь эпизоды. Были и большие роли, например, в телесериале «Угрюм-река» (1968). А вот по-настоящему главную роль, актриса так и не получила. Не тот типаж.

С молодых лет ее героини – это обычные женщины, которых ты видишь каждый день. Соседка по подъезду или попутчица в транспорте, продавщица в магазине или школьная учительница, чья-то мама, тетя, бабушка…

Вот только самые известные картины, в которых блистала Валентина Владимирова:

«Простая история» (1960), «Председатель» (1964), «Не забудь… станция Луговая» (1966), «Виринея» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Тени исчезают в полдень» (1973), «Старая крепость» (1973), «Любовь земная» (1974), «Белый Бим Черное Ухо» (1976), «Молодая жена» (1978) и др.

Валентина была замужем за оператором Валерием Владимировым (1923-1990), вместе они работали на съемках фильма «Весна на Одере» (1967). У них выросла дочь. В середине 80-х муж пережил инсульт, и актриса посвятила всю себя тяжелобольному супругу. Практически перестала сниматься в кино, стала сиделкой для любимого мужчины, помогала ему проходить реабилитацию.

Вместе они победили болезнь, Валерий Борисович смог вернуться к нормальной жизни, но нелепо погиб в автокатастрофе 13 июня 1990 года. Ему стало плохо за рулем.

Гибель мужа подкосила Валентину Владимирову.

Кино ее больше не интересовало, Москва тоже. Актриса переехала за город и стала жить затворницей на даче. Общалась лишь с дочерью и соседями.

23 марта 1994 года ее нашли сидящей за столом, положившей голову на руки. Актриса уснула навсегда. Сердечный приступ.

Ей шел 67-й год.

МАЙЯ БУЛГАКОВА

Вторая слева на фото

Народная артистка РСФСР (1977). Родилась 19 мая 1932 года в Киевской области, девичью фамилию Булгакова не меняла, несмотря на четыре замужества.

Однокурсницы Валентина Владимирова и Майя Булгакова – настоящие «королевы эпизодов» в советском кино. Вместе они и дебютировали на экране в эпическом фильме «Вольница», снятом в 1955 г. Причем в этой же картине свои первые или одни из первых ролей в кино сыграла половина их звездного курса ВГИКа.

Нередко обе актрисы встречались на съемочных площадках разных фильмов. Например, в мини-сериале «Варькина земля» (1969) Булгакова и Владимирова сыграли родных теток главной героини.

У Майи Григорьевны в карьере есть и главные, и многочисленные большие роли второго плана. Ну, и, конечно, она обладала совершенно необычной внешностью, которая врезалась в память любого зрителя, после того, как он первый раз видел актрису на экране. Одни считали актрису писаной красавицей, другие утверждали, что она совершенно некрасива.

За 40 лет Майя Булгакова сыграла в 161 одном фильме, причем ее последняя работа – детская лента «Домовик и Кружевница» (1995) вышла через год после преждевременного ухода.

Все ее роли также невозможно перечислить, вот только некоторые, самые известные фильмы:

«Хождение по мукам» (1959), «В огне брода нет» (1967), «Преступление и наказание» (1969), «Строговы» (1976), «Женитьба» (1977), «Приключения Электроника» (1979), «Цыган» (1979), последнее «Следствие ведут Знатоки» (1989).

И особо стоит фильм режиссера Ларисы Шепитько «Крылья» (1966), где Майя Булгакова исполнила главную роль бывшей военной летчицы, которая так и не смогла найти себя в мирной жизни.

Она могла бы еще долго сниматься в кино, если бы не кончина любимого человека и не автомобильная авария. В июле 1994 года ушел из жизни ее четвертый муж, австрийский коммунист Петер Добиас. Вместе они прожили 16 лет. Майя Григорьевна сильно переживала, но от кино и от встреч со зрителями не отказывалась.

1 октября 1994 года Майя Булгакова с коллегой Любовью Соколовой ехали по московским улицам на очередное выступление. На полном ходу машина врезалась в столб. Водитель без шансов, обеих актрис отправили в реанимацию в бессознательном состоянии.

Любовь Соколова смогла выкарабкаться. Она прожила еще 7 лет и продолжала активно сниматься в кино.

Майя Булгакова в чувство так и не пришла. После недельной комы ее не стало 7 октября. Актрисе шел 63-й год.

ЛАРИСА ШЕПИТЬКО и ЭЛЕМ КЛИМОВ

Супруги-кинорежиссеры, на фото справа.

Она появилась на свет 6 января 1938 года в печально известном сегодня городе Артемовск (Бахмут) Донецкой области. Он родился 9 июля 1933 года в Сталинграде. Оба закончили режиссерский факультет ВГИКа, причем будущая жена, хоть и младше по возрасту, училась на три курса старше будущего мужа.

В 1963 году Лариса Шепитько сняла свой первый фильм «Зной». Среди помощников молодой женщины-режиссера оказался студент Элем Климов. Через два года они расписались. Причем к тому времени муж снял свой громкий дебют – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964). У супругов родился сын, а в 6 лет мальчик остался без матери.

Их творческие карьеры развивались самостоятельно, независимо друг от друга. Элем Климов вошел в историю отечественного кинематографа как автор одного из лучших детских фильмов и одного из самых пронзительных военных фильмов («Иди и смотри», 1985). А еще он снял, фактически запрещенные советской цензурой комедию «Похождение зубного врача» (1965) и историческую драму о Григории Распутине «Агония» (1981).

Ровно через 10 лет после того самого снимка, о котором мы ведем рассказ, в мае 1986 году на 5-м съезде Союза кинематографистов Элема Климова изберут главой этого самого Союза. Именно благодаря ему в позднесоветском кино сначала будет ослаблена, а потом полностью исчезнет какая-либо цензура. Не только политическая, но и художественная. Что приведет к рассвету т.н. «кино не для всех» и оголтелой «чернухи» в конце 80-х.

Лариса Шепитько прославилась двумя картинами. Уже упоминавшимися «Крыльями» и военной драмой «Восхождение», которая первым из отечественных фильмов получила главный приз Берлинского кинофестиваля, одного из трех самых значимых в мире. Ну и заодно и главный приз 12-го Всесоюзного кинофестиваля, который проходил в СССР ежегодно.

Также в карьере режиссера новогодний мюзикл «В тринадцатом часу ночи» (1968) со звездным актерским составом и психологическая драма «Ты и я» (1971).

В конце 70-х гг. Лариса Ефимовна стала готовить экранизацию знаменитой повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Написала сценарий, собрала съемочную группу, искала места для натурных съемок в окрестностях озера Селигер Калининской (Тверской области). В актерский состав вошла и Майя Булгакова, исполнившая одну из ролей второго плана.

Рано утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько, оператор Владимир Чухнов (вместе они работали на фильме «Восхождение»), художник-постановщик Юрий Фоменко и два ассистента выехали на служебной «волге». Планировали осмотреть местность в округе.

Скорее всего, водитель, и, наверное, все пассажиры, просто заснули в дороге. Накануне съемочная группа засиделась допоздна. «Волга» неслась по Ленинградскому шоссе, выскочила на встречную полосу и на полной скорости влетела в грузовик с кирпичами. Никто не выжил.

Ларисе Шепитько шел 42-й год.

Начатый фильм доснимал вдовец. При этом Элем Климов изменил название на просто «Прощание». Прощание со своей любимой супругой. Больше он так и не женился.

А мы еще раз вернемся к той самой случайной фотографии со съезда Союза кинематографистов 1976 года:

Три женщины и две из них, Лариса Шепитько и Майя Булгакова, разбились в ДТП. Еще одна автокатастрофа свела в могилу Валентину Владимирову.

Элем Климов после «Иди и смотри» так и не снял ни одного фильма. Летом 2003 года у классика советской режиссерской школы начались проблемы со здоровьем. 11 сентября он впал в кому, врачи поставили неутешительный диагноз гипоксия мозга – нарушение снабжение кислородом.

Как когда-то Майя Булгакова, Элем Германович в сознание больше не пришел. Его не стало 26 октября 2003 года в возрасте 70 лет.

Оцените статью
Их печальные судьбы окажутся удивительно схожими: 4 легенды советского кино на роковом фото из 1976 года
Так кто же из них был прав?