Из фильма «Место встречи изменить нельзя» удалили два часа материала. Что зрители в итоге не увидели?

Многие не подозревают, что культовый телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» изначально был снят в формате семи серий. Однако, по распоряжению председателя «Гостелерадио» Сергея Лапина, фильм сократили до пяти серий. После монтажа все удаленные кадры режиссер передал в архив Одесской киностудии, где, к большому сожалению, они были утеряны. Какие же сцены и фрагменты прошли мимо зрителя?

Фронтовая история Левченко и Шарапова

Фильм изначально должен был открываться прологом, в котором Сергей Левченко (Виктор Павлов) и Володя Шарапов (Владимир Конкин) пробираются за линию фронта, чтобы доставить раненого военнопленного. Отрывок не включили в ленту по пожеланию самого Говорухина. Тот решил, что основной посыл, содержавшийся в маленьком эпизоде без слов, и без того прослеживается в канве повествования.

В роли пленного немца снялся Пьер Оссейн, сын французской актрисы Марины Влади, жены Высоцкого. Парень попал на съемки случайно. «Много раз был с мамой на съемках — мы приезжали к Володе Высоцкому. И однажды режиссер сказал: «Надо сняться». Я ответил: «Есть!» На меня напялили военную форму, дали в руки винтовку — и в бой», — вспоминал Пьер. Хотя эпизоды с Оссейном не вошли в финальный монтаж, его имя все же значится в титрах. Сцены снимались в болотистой местности, актерам приходилось то и дело погружаться в холодную воду. А ведь Павлов только-только вышел из больницы после воспаления легких! Однако артист слишком дорожил этой ролью и предпочел никому не рассказывать о своих недавних проблемах. Сергея Павловича выдали следы от медицинских банок на спине, которые случайно заметил Конкин.

Эротическая сцена с участием Шарапова и Вари

Любовная сцена между Шараповым и Варей Синичкиной (в исполнении Натальи Даниловой) была предусмотрена в романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому снят фильм, а также присутствовала в первой версии сериала. Однако зрители не увидели этот фрагмент из-за цензурных ограничений. Впрочем, постановщик предвидел судьбу пикантного эпизода. «Говорухин поступал по-режиссерски мудро. Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма. Среди таких сцен была и постельная. И хорошо, что ее нет. Это трехсекундный эпизод, где, по сути, мы лежим под простынкой. И все. Он и был не нужен, и его в итоге вырезали», — рассказал Конкин.

Дерзкая выходка Промокашки

Режиссер долго не мог отснять сцену, в которой бандита Промокашку (Иван Бортник) выводят из подвала во время захвата «Черной кошки». Все выглядело скучно и серо. Говорухин был мрачнее тучи, время уже поджимало. Тогда постановщик в отчаянии обратился к Бортнику: «Слушай, я тебя очень прошу, ну придумай что-нибудь!». Внезапно актеру пришла в голову неожиданная идея. На выходе из подвала он вдруг начал истерически распевать блатную песню и оскорблять охранников. Говорухин и Владимир Высоцкий были потрясены. Ну а Иван Сергеевич настолько погрузился в роль, что даже плюнул «Жеглову» в лицо. Высоцкий, пребывая в полном шоке, молча утерся. Бортник же, не выходя из образа, начал неистово кричать на охранников. Реакция надзирателей оказалась неожиданной. Стоит отметить, что для этой сцены Говорухин привлек настоящих пенсионеров-милиционеров, которые были переодеты в форму послевоенного периода.

Милиционеры, хотя и осознавали, что Иван — актер, вдруг засомневались: а не настоящий ли он преступник? Они бросились на Бортника, начали избивать его и заламывать руки до такой степени, что «Промокашка» взвыл от боли. В общем, картина получилась весьма устрашающей. Собравшиеся за ограждением съемочной площадки зеваки восторженно аплодировали. Увы, яркий эпизод не попал в сериал. «Конечно, все это потом вырезали, потому что в те времена кадры, в которых уголовник плюет в лицо «власти», не могли быть допущены до зрителя. Замминистра МВД Никитин, консультант фильма, сказал: «А это что за персонаж? Уберите. Не то, завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке». …Жаргон весь убрали», — объяснял Бортник.

Чистосердечное признание Шарапова

В первоначальном варианте, после того как Жеглов убивает Левченко, Володя в сердцах высказывает Глебу все свои претензии. Он открыто заявляет, что больше не хочет с ним работать, так как Жеглов будто бы получает удовольствие от убийств. Сцена была снята, однако в окончательную версию фильма ее не включили. Кстати, дуэт этих киногероев до сих пор считается одним из самых ярких в отечественном кинематографе. Но в реальной жизни Высоцкий и Конкин так и не стали друзьями. Как ранее писали редакторы uznayvse.ru, знаменитый бард с первого дня невзлюбил своего коллегу и постоянно цеплялся к нему.

Кинокритики считают, что конфликты начались из-за финансовых вопросов: гонорар Конкина был выше, поскольку он получил премию Ленинского комсомола (за роль Павки Корчагина в фильме «Как закалялась сталь»). Есть и такое мнение: Высоцкий якобы хотел, чтобы роль Шарапова сыграл его близкий друг, Иван Бортник. Артист полагал, что их союз выглядел бы более выигрышно на экране. Они с Бортником были примерно одного роста, тогда как Конкин был на полголовы выше своего коллеги, и это было заметно в кадре. Не исключено, что именно благодаря этой закулисной неприязни Высоцкого и Конкина и родился столь успешный кинодуэт.

Смерть Вари

В оригинальной версии фильма, как и в романе, Варя умирает от рук бандита. Шарапов, вернувшийся с задания, обнаруживал ее портрет с черной лентой в вестибюле управления.

Однако в Гостелерадио посчитали, что такой финал слишком мрачный: с каким настроением зрители пойдут на работу в понедельник? Кроме того, Высоцкий тоже выступал против смерти героини. В итоге судьбу Вари поменяли: девушка выживает и берет из детдома подкидыша.

Сцена, в которой Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, была доснята в спешном порядке. Особенно нелегко пришлось гримерам: Наталья Данилова к тому времени уже изменила прическу, отрезав челку для другой роли.

Оцените статью
Из фильма «Место встречи изменить нельзя» удалили два часа материала. Что зрители в итоге не увидели?
«Тёмное» прошлое Пятницы, вырезанные сцены и удивительно красивые места съемок комедии «Синьор Робинзон»