Все эти закруглённые формы радиоприёмников, автомобилей, буквиц и …дамских фигур. Тёплый ламповый звук, ландыши-ландыши (а эта цветы, столь любимые эпохой, тоже есть в кадре!), «фестивальные» расклешённые юбки сильно в талию и – ненавязчивый юмор.
Тем, кто жил тогда, хотелось вернуться в юность. И пройтись до Покровских ворот…
Яркие краски, румяные девушки, всеобщий оптимизм, стремление к уюту – мягким диванам, оранжевым абажурам, напоминающим кринолины, вазам, круглым столам. К тому самому уюту, который …всего через несколько лет назовут мещанством и призовут меблировать свои жилища тонконогими столиками и узкими ложами.
Итак, фильм «К Чёрному морю» (1957), который довольно редко показывали по телевидению в моём детстве, да и потом не жаловали, и поэтому я его увидела только во времена ЮТуба. О чём фильм? Да ни о чём. Кстати, его ругали в год выпуска за бессюжетность.
Мол, какое-то мельтешение в кадре, невнятные поступки и бессмысленные телодвижения.
Вместе с тем, это – дивное зрелище, где каждая сцена – открыточно-картинный шедевр. Да. «К Чёрному морю» ещё напоминает …рекламу. Что рекламируют? Автомобили!
Тема авто, как признака респектабельности, была тогда популярна во всём мире. Впрочем, здесь рекламируется и образ жизни – поездки на машине к морю, путешествия, остановки в дорожных ресторанах.
В 1950-х это было модно и круто – на своём «железном коне» ездить в дальние дали и фотографировать окрестности – не только стандартные достопримечательности, но и природу, гостиницы, себя на фоне.
В фильме показано, как весело и с приключениями едет на юг компания самых разных людей, недавно получивших (или не получивших) права в автошколе.
В центре внимания – любовный треугольник, состоящий из хорошенькой первокурсницы Иры Кручининой (Изольда Извицкая), неюного красавца-гуманитария Константина Александровича Хохлова (Евгений Самойлов) и – его соперника, молодого инженера Коли Кукушкина (Анатолий Кузнецов).
Как видим, сразу три звезды. И, конечно, победила молодость. В те годы одним из объектов сатиры был союз «взрослого», а то и старого мужчины с юной студенточкой (или какого-нибудь мэтра с девицей-капризницей, которой интересны лишь материальные блага). На этом строились многие фельетоны и киносюжеты.
Вообще, в этой комедии по-настоящему интересно смотреть именно эту линию – напыщенный преподаватель, занимающийся немецкими романтиками, сам вовсе не романтик. Он хочет жениться на Ирочке, чтобы иметь дома красивую хозяйку, но пока …боится в открытую ухаживать, как бы чего не вышло.
Его бесконечные переходы от пышных признаний – к трусливому «нас могут увидеть» более, чем комичны, что говорит о Самойлове, как о многоплановом актёре. Не боится быть жалким. Его профессор за секунду сдувается, превращаясь в суетливого мужичка.
Ещё сценарный намёк – немецких романтиков очень любила гитлеровская пропаганда, и у Геббельса, и у Розенберга имелся ряд публикаций по теме. Поэты не виноваты, но, если мы видим пафосного красавца, вещающего в 1950-х о Шиллере и фон Клейсте (а не о Пушкине с Лермонтовым), хорошего от такого героя не жди!
Ещё одна деталь – Евгений Самойлов в 1930-х воплощал канон спортсмена и воина, брутального и — корректного одновременно. В эру Никиты Хрущёва всячески боролись против самих типажей сталинского правления, и потому высмеивание белокурого Аполлона, тем паче, слегка постаревшего, это ещё одна «шпилька».
Эту киноработу можно посмотреть хотя бы ради игры Евгения Самойлова. Противоположность плакатному псевдо-романтику — технарь Кукушкин с простым лицом и прямолинейностью. Его-то и выбирает Иринка.
А ещё в кадре много света, солнца и – добросердечия. Невероятно тёплый фильм! Бонусом — много показывают Украину, которая… Впрочем, тут я умолкаю.