К счастью, чемоданы иногда ломаются. Как Пётр Фоменко по комедийному сценарию снял необыкновенно лирический фильм

27 июля 1977 года на Центральном телевидении СССР состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Почти смешная история».

Сценарий написал известный мастер комедий и мелодрам Эмиль Брагинский, автор сценариев: «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и ещё более тридцати советских кинокартин.

Фильм снимал ещё достаточно молодой кинорежиссёр Пётр Фоменко, за плечами которого уже была очень пронзительная и прожигающая сердце военная драма «На всю оставшуюся жизнь…».

Первоначально Брагинский писал просто смешную комедию о нелепой встрече и приключениях уже взрослых, состоявшихся мужчины и женщины совершенно разного склада ума и характеров. Которые при обычных обстоятельствах вряд ли когда-нибудь могли бы сойтись и быть вместе.

Но режиссёр Пётр Фоменко увидел в этом забавном сюжете необыкновенно трогательную историю любви. По его просьбе Брагинский немного переработал уже готовый сценарий, сделав акцент именно на лирику. Но не забыв, конечно, и о комедийных эпизодах.

В итоге судьба распорядилась так, что главные герои попадают в круговорот событий, в которых первоначальное взаимное раздражение постепенно перерождается в нежные чувства. Но в силу своей взрослости герои фильма этих чувств боятся и даже пытается от них избавиться.

В фильме множество символов, которые зрители могут заметить не сразу. Например, сломанный чемодан символизирует, по сути, нашу жизнь, когда средоточие обременительных забот и проблем, лукавые люди стремятся делегировать другим. Кто-то от этого просто отмахивается, а кто-то взваливает на себя, потому что по-другому не может. Главный герой Виктор Михайлович Мешков относится к тем, кто отмахнуться не может.

Две сестры тоже являются символом того, что даже среди близких людей равноправие бывает крайне редко. Кто-то доминирует, а кто-то с этим смиряется. И даже воспринимает эту «эксплуатацию» как свой долг.

«Тася, пора нести чемодан»

Посмотрите вокруг, и вы наверняка найдёте множество подобных примеров и в вашей жизни. Илларии Павловны –это беззлобные, лишённые тщеславия люди, живущие «без фиги в кармане». Они сами себя считают непримечательными и незаслуживающими ничего хорошего. И в то же время умеют радоваться самым простым вещам, которые их доминанты иногда даже не замечают.

Возможно, именно эти качества привлекли уже разменявшего пятьдесят лет вдовца Виктора Михайловича в немолодой, но и не старой Илларии Павловне. Интуитивно он понимает, что взрослая дочь вот-вот выпорхнет из гнезда, и предстоящее одиночество его немного пугает. А ведь это место вполне может занять Иллария – наполовину женщина и наполовину ребёнок, о которой он всегда сможет позаботиться и чей чемодан всегда будет ему по силам.

Иллария, как недолюбленный ребёнок, тоже интуитивно выбирает Мешкова. За порядочность, которую тот пытается спрятать за внешней строгостью, за доброту и сочувствие. И пусть романтизм этого ершистого человека не простирается дальше футбола, мороженого и приглашения в шашлычную, но с ним очень надёжно и тепло.

Брагинский и Фоменко как бы подталкивают зрителя к мысли, что эти странные чувства, наверное, и есть настоящая любовь?

Позже Брагинский напишет:

«Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство. О любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…»

Особое настроение фильму придают музыка и песни Сергея Никитина и Виктора Берковского.

Фильм дарит надежду всем, кто по какой-то причине остался один и уже не верит, что что-то можно изменить.

По сути, Фоменко и Брагинский и есть та самая проводница на перроне. Помните?

Это они говорят всем одиноким женщинам её словами:

«А вы не суетитесь, женщины. Не суетитесь. Придут и за вами. По второму кругу. Носильщики-то»

Оцените статью
К счастью, чемоданы иногда ломаются. Как Пётр Фоменко по комедийному сценарию снял необыкновенно лирический фильм
Кем был Карандышев на самом деле