Абдулов-д’Артаньян, Янковский-Холмс, Козаков-Ришелье, «усеченный» до одного голоса…
Порой рано кусать локти, переживая, что тебя не приняли на важную роль. А вдруг впереди ждет что-то еще более значимое / интересное?
Так бывало и с актерами, которых намечали главными героями, а потом «переквалифицировали» во второстепенных. Кому-то это, так сказать, снижало статус, а благодаря кому-то из-за подобных передвижек даже переписывали сценарий.
И что уж говорить о редких, но метких случаях, когда актера на фоновой роли зрители могли полюбить чуть ли не больше, чем его коллег на главных ролях.
Давайте рассмотрим восемь забавных примеров из наших любимых, самых лучших фильмов СССР.
- Примеры № 1 и 2: фильм СССР Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» 1978 г.
- Пример № 3: детский фильм СССР Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» 1981 г.
- Примеры № 4 и 5: фильм Говорухина «Место встречи изменить нельзя» 1979 г.
- Примеры № 6 и 7: кино Игоря Масленникова «Собака Баскервилей» 1981 г.
- Пример № 8: советская комедия Георгия Данелии «Афоня» 1975 г.
Примеры № 1 и 2: фильм СССР Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера» 1978 г.
- Д’Артаньяном в этой приключенческой картине планировали взять Александра Абдулова. Пробы на гасконца прошел также Владимир Высоцкий, но неудачно. И Александр Гавриилович уже совсем было собрался сниматься в столь динамичной роли.
А вот Михаил Боярский вначале должен был играть Шарля-Сезара де Рошфора, но опоздал на репетицию и «вылетел» из планов. Правда, потом добрый и мудрый режиссер предложил актеру выбрать самому, в кого из мушкетеров воплотиться – в Атоса или Арамиса.
До Портоса он, понятно, килограммами не дотягивал.
Впрочем, картина планировалась не только приключенческая, но и музыкальная. Абдулов же петь, в понимании создателей фильма, не умел.
Да, в паре случаев он исполнял песни сам, например несколькими годами позже – песню «Представь себе» в новогодней комедии СССР Константина Бромберга «Чародеи» 1982 г. Однако для намечавшейся экранизации Александра Дюма музыкального уровня актера было маловато: мелодии Максима Дунаевского подразумевали больший диапазон и темперамент.
СМИ уверяют, что сначала Боярского оценил Юнгвальд-Хилькевич, а затем за него ходатайствовал композитор.
В итоге Боярского взяли на роль д’Артаньяна, Абдулов же снялся здесь сразу в двух ролях, но совсем мимолетных – гвардеец кардинала и зевака-плотник. Не правда ли, забавный поворот?
Как, вы не помните его там? А вы посмотрите внимательнее на эти кадры из фильма Юнгвальда-Хилькевича:
*
*
- К слову об упомянутом Рошфоре. Проходя пробы на эту роль, Борис Клюев попросил Александра Трофимова помочь – подыграть ему в сцене диалога с кардиналом. При этом сам Александр Алексеевич изначально был утвержден на эпизодическую роль – фанатичного слугу герцога Джорджа Вильерса Бекингема.
Клюева на Рошфора утвердили. Увидев же случайную помощь Трофимова, режиссер восхитился его игрой, манерами, величием и решил, говоря условно, повысить того в статусе: произвести из слуги в кардиналы.
Ну, а Михаил Козаков, который вообще-то уже был утвержден на роль Армана Жана дю Плесси де Ришелье, в итоге в фильме остался только… в виде голоса кардинала.
По оценке режиссера, голосу Трофимова недоставало светскости, самодостаточности и деловой раздражительности. К тому же, актер слегка заикался. Все эти неловкие моменты исчезли, когда игра Трофимова была совмещена с озвучкой Козакова, который поэтому и попал в наш список.
Пример № 3: детский фильм СССР Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» 1981 г.
На озорного, но обаятельного Тома Сойера хотели взять 12-летнего Игоря Сорина. Он прошел серьезный отбор и уже радовался, что будет играть такую интересную центральную роль.
Но тут свою кандидатуру предложил Никита Михалков. Он рекомендовал Федю Стукова, который к тому моменту сыграл в двух его картинах: «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» 1979 г. и «Родня» 1981 г. И его предложение худсовет принял.
Конечно, не стоит подозревать некий сговор или фаворитизм. Просто Феде повезло больше, чем Игорю.
Правда вот, сам подросток не мог смириться с таким поворотом и даже выпрыгнул со второго этажа – без последствий, к счастью.
Ну, а Говорухин, чтоб морально компенсировать мальчику смещение с главной роли, предложил ему воплотиться в эпизоде в Джо Гарпера (при этом в титрах его назвали по фамилии, с которой он родился, – Райберг). Вот так он там выглядел:
Кстати, занятно, что через пару лет Игорек появился в детском кино СССР Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина…» 1983 г., но невидимо для публики – он озвучивал заглавного героя, которого играл Егор Дружинин.
В продолжении фильма Аленикова – «Каникулы Петрова и Васечкина…» 1984 г. – Егор уже говорил за себя сам.
Однако не стоит грустить о якобы перечеркнутой карьере Сорина. Вы его наверняка знаете, или слышали хотя бы краем уха, или видели хотя бы краем глаза: повзрослев, он стал одним из «Иванушек International». Вот такое любопытное перевоплощение.
Примеры № 4 и 5: фильм Говорухина «Место встречи изменить нельзя» 1979 г.
- В еще одном кино Говорухина на роль напарника героя Высоцкого – Володи Шарапова – этот певец продвигал своего друга Ивана Бортника. Однако тот не прошел пробы. В результате на роль взяли Владимира Конкина.
И режиссер, исходя то ли из дружеского отношения к Высоцкому, то ли из психологической мудрости, дал Бортнику небольшую, но все же роль: бандит «Промокашка». Вы наверняка его помните. Это он:
– выслеживал Володю;
– в «малине» добивался от него «Мурки» (выкрикнув про сыгранный Шараповым второй этюд Фредерика Шопена: «…так и я умею!»);
– во время ареста участников «Черной кошки» вышел из подвала с истеричными песнями (что, кстати, было чистой воды импровизацией Бортника, которую режиссер одобрил и в ленту включил);
– и т. д.
- А одним из претендентов на роль самого Глеба Жеглова был Евгений Стежко. Однако режиссер еще до проб сказал ему, что твердо намерен взять на эту роль Высокого, и пробы других актеров ему нужны, сугубо чтобы создать ситуацию конкурса.
В результате Стежко доверили играть гораздо более мелкую роль: «трансформировали» серьезного главу отдела МУРа в лейтенанта Топоркова. Интересный «перевертыш» получился, не правда ли?
Стал ли фильм Говорухина от таких перетасовок лучше? Судите сами:
Примеры № 6 и 7: кино Игоря Масленникова «Собака Баскервилей» 1981 г.
- В одной из самых интересных серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» в очаровательного, но коварного Джека Стэплтона воплотился Олег Янковский.
Он обошел таких пробовавшихся на роль естествоиспытателя актеров, как Олег Даль, Александр Кайдановский и Юрий Богатырев.
При этом вообще-то Янковский изначально хотел сыграть собственно Холмса. Однако потом дело повернулось самым неожиданным образом. Василий Ливанов оказался… внешне наиболее похожим на первые изображения Шерлока. И на роль сыщика утвердили его.
Ну, а Янковский снялся в роли Стэплтона. Она была, конечно, не эпизодичной, но все же гораздо меньшей, чем у сыщика – заглавного героя целого цикла из нескольких серий. Сравните число минут экранного времени, когда появлялся Стэплтон, и когда – Холмс…
Что ж, говоря словами его персонажа, «судьба обернулась против нас»?
Ничуть. Антигерой из Олега Ивановича получился просто блестящим; пожалуй, он стал одним из обаятельнейших злодеев советского кино. Лишь от его улыбки (например, когда он заверял: «Кофе в этом доме варю только я… только я…») чувствительные телезрительницы могли бы впасть в томительное забытье.
- Ну, а Даль, который, как мы уже сказали, хотел сняться в роли Стэплтона, в сериал Масленникова о Холмсе и Ватсоне в итоге попал.
Но, как и в свое время Козаков, он остался лишь в озвучке: стал голосом Джеймса Мориарти.
Самого же профессора сыграл Виктор Евграфов.
Пример № 8: советская комедия Георгия Данелии «Афоня» 1975 г.
Больше же всех повезло, пожалуй, Бориславу Брондукову. С ним случилась самая (в нашем контексте) смешная история.
Сначала его хотели снимать в роли Афони. Однако он, что называется, не вытянул этот образ (режиссер же пригласил Леонида Куравлева).
И тогда его в знак компенсации наметили на дальнего знакомого заглавного героя – Федула. По сценарию в данном случае подразумевалось не более чем эпизодическое участие.
Правда, во время съемок все были так довольны игрой Брондукова, что сценарий начал потихоньку меняться, и постепенно роль второстепенная разрослась до значительной. Из случайно встреченного знакомого Федул превратился в полноценного главного (ну, почти…) героя – товарища Афони:
Как видите, история «примеривания» актерами на себя ролей, как и история человечества, порой развивается зигзагами.