Как Арчил Гомиашвили собирался сыграть Штирлица, мог сыграть Мюллера, но так и не появился в титрах «Семнадцать мгновений весны»

Если для Сергея Юрского или Андрея Миронова роль Остапа Бендера осталась «одной из» несомненно удачных и запоминающихся киноработ, то для ранее никому не известного грузинского актера фильм Гайдая «12 стульев» (1971) стал впечатляющим триумфом и профессиональной трагедией.

Перешагнувший 45-летний рубеж Арчил Гомиашвили, обретя всесоюзную популярность, мечтал о «серьезных» ролях, но стал заложником одного экранного образа и своей характерной внешности.

В то время, когда шла подготовка к съемкам «Семнадцати мгновений весны», у режиссера Татьяны Лиозновой разгорался роман с актером Арчилом Гомиашвили.

Татьяна Михайловна даже подумывала о том, чтобы отдать ему роль Штирлица. Тем более, что за актера хлопотал сам автор сценария Юлиан Семенов. Арчил уже начал работать над сценарием и приступил к разучиванию роли.

Надо заметить, что Вячеслав Тихонов тоже был в числе претендентов и пытался доказать Лиозновой, что роль разведчика Исаева просто создана для него.

Неизвестно, как развивались бы события, и к чему бы привел бы назревающий конфликт, но тут в дело вмешались начальники Госкино. Почему «наверху» зарубили кандидатуру Гомиашвили, сейчас уже толком никто не скажет.

Возможно, советские начальники посчитали недопустимым, чтобы героический и вдохновляющий образ советского разведчика воплотил актер, который до этого прославился в «шутовской» роли Остапа Бендера.

А может цензоров, испугало «лицо кавказской национальности» в роли Максима Максимовича Исаева.

Также не исключено, что роль чекиста просто не могли доверить человеку, чей отец, Михаил Гомиашвили, профсоюзный начальник на Донбассе, был репрессирован в 30-е годы, пусть и незаконно. Да и сам Арчил по молодости лет имел проблемы с законом. Даже был судим за кражу в голодные военные годы, хотя за решетку так и не попал из-за объявленной в стране амнистии. После войны, уже совершеннолетним, едва не угодил в тюрьму за драку.

Также не нужно забывать, что у Арчила Гомиашвили был заметный грузинский акцент. В фильме «12 стульев» звучит не его голос. Остапа Бендера озвучил «король» советского дубляжа актер Юрий Саранцев.

Так что шансов у грузинского актера стать штандартенфюрером Штирлицом изначально было немного…

Лиозновой сделали внушение, и она заняла нейтральную позицию, не решившись вступаться за Арчила. Он же, обидевшись, немедленно уехал в Грузию.

Татьяна Михайловна все-таки пыталась оставить любимого мужчину в предстоящем фильме и предложила ему роль… Мюллера. Но уязвленный Гомиашвили отказался от «подачки». А их роман на этом завершился.

Сегодня может показаться странным предложение Арчилу сыграть шефа гестапо, своего рода некоей протекцией хозяйки съемочной площадки для своего фаворита, но нужно понимать, что тогда у создателей фильма просто не было фотографии реального Мюллера. Да и не стремились они копировать внешность высокопоставленных нацистов в «Семнадцать мгновений весны», ибо никто не знал в лицо этих чудовищ.

Леонид Броневой, кстати, даже близко не похож на настоящего Мюллера:

В поздних интервью Леонид Сергеевич признавался, что если бы он знал, как выглядит настоящий шеф гестапо, высокий и худощавый, он сразу бы отказался от роли.

Арчил Михайлович собирался сыграть Штирлица, мог сыграть Мюллера, но в итоге его фамилия так и не появилась в титрах «Семнадцати мгновений весны».

Одна из знаковых ролей в истории советского кино, как известно, досталась Вячеславу Васильевичу Тихонову, принеся ему Государственную премию и звание Героя Социалистического труда.

А согласитесь, интересно было бы услышать из уст Штирлица:

— Гамарджоба, батоно Мюллер!..

И, наоборот!..

Оцените статью
Как Арчил Гомиашвили собирался сыграть Штирлица, мог сыграть Мюллера, но так и не появился в титрах «Семнадцать мгновений весны»
Эпизод фильма из «Любовь и голуби», который «снимали три месяца»