Не все знают, что знаменитый советский киноактёр Борис Андреев в начале своей творческой карьеры играл в театре. После окончания Саратовского театрального училища в 1937 году Андреева приняли в труппу Саратовского драмтеатра имени Маркса. И почти сразу он получил главную роль в постановке «Тарас Бульба».
Именно с этим спектаклем, который театр показывал не только в Саратове, но и возил по другим городам, произошло несколько забавных историй.
Об этом друзьям и коллегам рассказывал сам актёр на посиделках в киностудии «Мосфильм» в конце 70-х годов. Кстати, именно в роли Тараса Бульбы его впервые увидел Иван Пырьев, когда театр был на гастролях в Москве. Поражённый его комплекцией и талантливой игрой, режиссёр после спектакля прошёл за кулисы, познакомился с актёром и предложил ему карьеру в кино. Именно так, ещё до войны, в нашем кинематографе появился такой яркий и талантливый киноактёр, будущий народный артист СССР.
Но в те довоенные годы он играл в провинциальном театре, который часто выезжал на гастроли. И именно на гастролях происходили неожиданные и забавные истории, которые часто веселили зрителей в зале.
Например, когда они играли «Тараса Бульбу» в Астрахани на сцене местного театра, Борису Андрееву пришлось выкручиваться перед полным залом по вине местного звукорежиссёра.
В сцене, когда Тарас Бульба убивает своего сына, Андреев со словами «Я тебя породил, я тебя и убью!» наводит на него бутафорское ружьё. В этот момент звукорежиссёр должен включить в динамики звук выстрела, после чего актёр, играющий сына, падает.
Сыграли всё как положено. Андреев поднял ружью, а выстрела нет. Несколько секунд он ожидал выстрела, но его не было. В зале зрители стали недоуменно шушукаться. И Андреев, чтобы спасти неловкую ситуацию, отбросил ружье, вытащил из-за пояса саблю и, замахнувшись, как бы зарубил сына. Тот упал.
В этот момент, наконец, растолкали задремавшего звукорежиссёра, и на сцене прозвучал громкий выстрел. В зале засмеялись, а Андреев зло плюнул и ушёл за кулисы. Ведь сцена глубоко трагическая, которая должна вызывать у зрителей слёзы, но не смех. Короче, весь спектакль насмарку.
Ещё смешнее получился финал спектакля в Ставропольском театре драмы. Постановка заканчивается казнью Тараса Бульбы. Его живьём сжигают. На сцене Бориса Андреева привязывают к бутафорскому дубу. Далее к нему подходят «ляхи» с бутафорскими факелами и делают вид, что поджигают привязанного Тараса Бульбу. В это время играет траурная музыка и опускается занавес. Трагический финал, как и должно быть по Гоголю.
Но в Ставрополе был очень старый театр. А механизм занавеса был сделан ещё в середине девятнадцатого века и часто заедал. Музыка пошла, Тарас Бульба, привязанный к дубу стоит. «Ляхи», «подпалив» Бульбу и видя, что занавес не опускается, тихо уходят за кулисы. Несколько секунд молчаливая сцена. Так как занавес не опустился, зрители сидят на местах и ждут продолжения спектакля, разглядывая привязанного Андреева. Наверное они подумали, что Тарас Бульба сейчас на их глазах будет гореть по-настоящему.
Андрееву из-за кулис шепчут, что занавес сломался и уже не опустится. Ну что тут делать? Борис Фёдорович, зло плюнув, приподнимает привязанный к нему дуб и вместе с ним, как медведь, вперевалку уходит за кулисы. В зале смех и овации! Тарас Бульба не погиб!