Как двумя вариантами можно интерпретировать концовку фильма: пересмотрел экранизацию одноимённого рассказа Ивана Охлобыстина «Мусорщик»

Помню, как в детстве, переключая каналы на телевизоре, я случайно наткнулся некий любопытный фильм под названием «Мусорщик». Фильм как фильм, вот только тогда я, кажется, совершенно не понял, а что это было вообще? Какой-то посыл, идея, смысл в конце концов этой картины для моего ещё юного ума оставался самой настоящей загадкой.

После концовки я с недоумением смотрел на титры, ещё несколько минут пытаясь создать некую логическую цепочку, а потом просто позабыл о существовании данной картины. Пока не вспомнил о ней спустя много лет после своего обзора на фильм «Классик». Я, естественно, этот фильм пересмотрел.

Просто у них, оказывается, один режиссёр – Георгий Шенгелия, да ещё и ведущие роли в двух картинах играет Алексей Гуськов. Как оказывается тесен мир кинематографа. Кстати, ещё один любопытный факт: этот фильм является экранизацией одноимённого рассказа Ивана Охлобыстина.

О сюжете

В небольшой провинциальный городок приезжает некая деловая бизнес-леди из столицы по своим загадочным делам. Будто по стечению обстоятельств она натыкается на странного мужчину, работающего «мусорщиком».

Только вот его поведение и манера речи выдают в нём совершенно иного человека, явно пытающегося скрыть любопытные детали о своём прошлом. Элегантный мужчина, склонный к иронизированию и философствованию, явно не похож на обычного работягу, убирающего мусор с улиц. И кто бы мог подумать, насколько верны будут догадки столичной девушки.

Как оказалось, перед ней тот самый «Мусорщик», только убирает он совершенно иной «мусор». Оказывается, она специально приехала сюда в этот Богом забытый городок, дабы передать ему одно крайне важное задание, а вместе с тем пару сотен тысяч долларов в качестве оплаты.

Но «Мусорщик» отказывается, вместо этого предложив незнакомке, даже не раскрывшей ему имени, остаться здесь вместе с ним. К сожалению, она отказалась от столь заманчивого предложения и, несмотря на возникшие искренние глубокие чувства, вернулась в Москву.

В чём же смысл?

Я много вычитал разных версий касательно истинного смысла фильма «Мусорщик». Многие говорили, что не стоит излишне копать и это просто достаточно стандартная криминальная мелодрама без какого-либо подтекста. Другие ударялись в размышления, приписывая «Мусорщику» чуть ли не статус гениального откровения современности с тонкими аллюзиями на саму жизнь и общество.

Лично мне кажется, что здесь всё несколько проще. В первую очередь, это фильм о жадности, или, даже лучше сказать, жажде наживы, ради которой человек готов переступить любые мыслимые и немыслимые границы. Эта идея раскрывается перед нами на примере главной героини, сыгранной Олесей Судзиловской, ведь вряд ли её деятельность можно назвать законной или уж тем более правильной с моральной точки зрения.

И этой безымянной блондинке противопоставляется человек, отошедший от этих дел, то есть сам Мусорщик по имени Николай, исполненный Алексеем Гуськовым. Он уже «крутился» во всём этом бизнесе и сейчас желает оставить прошлое в прошлом, начав жизнь с чистого листа.

Его совсем перестали интересовать деньги, роскошная столичная жизнь, возможность заполучить всё желаемое благодаря тесным связам с верхушками криминального мира – всё это ему не нужно. Николай своего рода отшельник, переехавший в этот небольшой городок желая расстаться со своими предыдущими поступками.

В чем смысл концовки?

Что касается героини Судзиловской, то она принимает совершенно противоположное решение. Или нет? В конце, когда она возвращается в Москву, говорит своим нанимателям, якобы Мусорщик взял деньги, тем самым нам открывается два варианта интерпретации концовки: она сама становится новым «Мусорщиком», по сути, занимая его место, или же забирает эти деньги чтобы уехать из страны и также начать жизнь с чистого листа. Точного ответа мы никогда не узнаем.

Итоги

Фильм не пестрит эпичным экшном, драками или перестрелками, подобно большинству других картин криминального жанра из нулевых. При этом, всё равно создаётся стойкое ощущение опасности, я бы даже сказал тревоги.

«Мусорщик» гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Изначально он воспринимался мной как обычная мелодрама. Но чем больше я пытался вникнуть в суть картины, даже пересмотрел его спустя несколько дней размышлений, тем больше отходил от своего изначального предположения. Это фильм не о преступниках или любви – это фильм о человеческой жадности и беспринципности.

Оцените статью
Как двумя вариантами можно интерпретировать концовку фильма: пересмотрел экранизацию одноимённого рассказа Ивана Охлобыстина «Мусорщик»
Последний фильм Владимира Меньшова. Юлия Меньшова против Софи Лорен.