В театре Всеволода Мейерхольда Игорь Владимирович был ведущим актером. Там он исполнял роли Фамусова, Счастливцева и Присыпкина. В фильме «Волга-Волга» Григория Александрова он великолепно сыграл Бывалова.
СОМНЕНИЕ – ПРИЗНАК ТАЛАНТА
Эльдар Александрович признавался, что робел перед встречей с известным актером. Он опасался, что Ильинский станет навязывать начинающему режиссеру свои методы работы, давать советы.
Рязанов, передав согласившемуся на роль Игорю Владимировичу сценарий, надеялся, что тот откажется.
Ильинский же во время обсуждения роли вел себя предельно скромно и деликатно. Он согласился «нащупать» образ современного бюрократа на пробах к фильму. Рязанов сошелся с актером в видении Огурцова.
Игорь Ильинский оказался очень тактичным актером, он не спорил с режиссером, а мягко предлагал свои решения. Для него любой режиссер был ведущим на съемках, за которым нужно следовать.
Никто на съемочной площадке не чувствовал рядом с Ильинским разницы в опыте и положении.
Оказалось, что чем крупнее и талантливее актер, тем больше его потребность сильнее вжиться в роль, тем больше сомнений и претензий к себе.
«Карнавальную ночь» снимали в 1956 году в разгар хрущевской оттепели. Образ Огурцова олицетворял отжившее, отравленное идеологией понимание жизни.
При этом, герой Ильинского был человеком положительным – он весь отдавался делу, размышлял и действовал искренне. Актер показал своего героя во всей красе – его глупость, надменность и псевдовеличие представлены в комедийном ключе.
НЕРОКОВАЯ ОШИБКА
В следующий раз режиссер встретил Ильинского на съемочной площадке фильма «Человек ниоткуда», сюжет которого посвящен первобытному человеку, попавшему в современную Москву.
К предложению сыграть роль Чудака в этом фильме Игорь Ильинский воспринял с осторожностью, он подумал, что этот образ подходит для более молодого актера. Чудак бегает, лазает по горам, тут нужна хорошая спортивная подготовка.
Рязанов парировал Игорю Владимировичу, напомнив, что тот многие годы занимается коньками и теннисом. К тому же, на наиболее сложные эпизоды можно было пригласить дублера.
Несколько замечаний актер высказал по поводу сценария и Рязанов сказал, что вместе с автором рукописи исправят недочеты. В итоге Игорь Владимирович дал согласие.
Съемки начались медленно, со скрипом, режиссер не сразу нащупал нерв киноленты. Ильинский же прекрасно играл своего героя, однако оказался прав, эту роль должен был играть более молодой актер.
Всё это Ильинский понял еще до съемок, раньше Рязанова. И тогда актер просто сказал, что отказывается от роли. Режиссер согласился, потому что увидел, что роль действительно не подходит этому великому актеру.
КАК ИЛЬИНСКИЙ ПОЧТИ УТОПИЛ, А ПОТОМ СПАС ФИЛЬМ
В 1961 году Эльдар Александрович прочитал пьесу Александра Гладкова «Давным-давно» о гусарах. Как раз подходила круглая дата – 150 лет со дня Бородинской битвы. И тогда режиссер решил снять фильм к этой самой дате.
Однако в Минкульте заявили, что произведение это очень легковесное, что о героях Отечественной войны точно не стоит экранизировать именно эту пьесу.
Неожиданно на помощь Рязанову пришел Иван Пырьев, которому идея снять фильм «Гусарская баллада» пришлась по душе. Именно Пырьев протолкнул эту идею наверху.
И тут нашлась роль для Игоря Ильинского – режиссер предложил ему роль фельдмаршала Кутузова. На киностудии «Мосфильм» эту идею встретили с возражением – как комедийный актер будет играть роль великого полководца.
Рязанов же возражал, заявив, что на фоне забавных героев Кутузов не должен выделяться серостью и унынием.
Когда Эльдар Александрович приехал к Ильинскому, тот наотрез отказался играть роль Кутузова. Причин было несколько.
Во-первых, роль эпизодическая, не под стать актеру такой величины; во-вторых, Кутузов был значительно старше в 1812, чем Игорь Владимирович в 1961-м. Поэтому актер была уверен, что будет смотреться неестественно в этом образе.
Рязанов же был убежден, что эту роль должен играть только Игорь Ильинский. Несколько месяцев ушли на уговоры, и актер уступил.
Натурные съемки сняли зимой, а потом перешли в павильон, и тут Игорь Владимирович увлекся ролью, понял, что при небольшом количестве экранного времени, роль эта интересная, глубокая и важная.
Кутузов в фильме «Гусарская баллада» — не классический полководец, не великий старец со страниц учебников, а живой, немного лукавый старик, добрый и усталый. Кутузов Ильинского обаятелен, мудр, вызывает любовь и уважение у зрителя.
Когда черновая версия фильма попала в Министерство культуры, там посчитали, что режиссер и актер исказили образ великого полководца. Рязанову свое недовольство высказала лично министр культуры Екатерина Фурцева.
После этой беседы последовало распоряжение не выпускать фильм в прокат, пока роль Кутузова не исполнит другой актер. Рязанов едва не впал в депрессию. Он не хотел переснимать фильм, игра Ильинского казалась ему восхитительной.
К тому же распоряжение пришло за десять дней до юбилея Бородинской битвы. Но тут случилась неожиданная вещь – фильм посмотрели в редакции газеты «Известия», редактором которой был Алексей Иванович Аджубей – зять Никиты Сергеевича Хрущева.
Через несколько дней в издании вышла небольшая заметка Нателлы Лордкипанизде, где она положительно оценила новый фильм Рязанова. Но самое главное – она акцентировала внимание на отличной игре Игоря Ильинского.
После этого позиция Министерства культуры изменилась на 180 градусов – там отдали приказ выпустить фильм к юбилею. На следующий день на афишах кинотеатров блистало название «Гусарская баллада», а рядом фамилии Рязанова и Ильинского.