Как Эльдар Рязанов снимал «Небеса обетованные»: искусственная свалка, лучшая роль Волковой и снежное чудо

В 1990 году режиссер Эльдар Рязанов снимал «Небеса обетованные», ставший его последним советским фильмом. Времени были непростые, и снимать было тяжело. Важно было в фильме не только уловить нерв того времени, но и организовать съемки.

Художники Александр Борисов и Сергей Иванов соорудили свалку на задворках сортировочной станции Киевской железной дороги недалеко от «Мосфильма». На железнодорожный путь неподалеку загнали старый паровоз, он туда приехал своим ходом.

Сюда же, не импровизированную свалку, свезли остовы старых троллейбусов, ржавые милицейские будки, кузова машин, построили несколько голубятен и сараев. Внутренний антураж составил старая мебель.

На свалке оказался колодец с водой, рядом была овощная база, откуда обитатели фильма брали картошку и морковь. В довесок в жилье бомжей добавили печки-буржуйки и привезли собак. Во время съемок здесь постоянно разводили костры. Все было естественно.

В сентябре 1990 года снимали городские сцены. Например, с участием беспризорницы Фимы, милицию, столовую, свадьбу на чужой даче. С началом сезона дождей перебрались на свалку.

Рязанов признавался, что съемки шли очень тяжело. Потому что рядом с местом съемок не было нормальной столовой, туалета и места для отдыха. Приходилось гримироваться и отдыхать в автобусе киностудии.

Днем на свалку приезжал автомобиль с горячим чаем и бутербродами. Снимали чаще всего вечером, когда вокруг темно и грязно, а с неба льет дождь. В таких условиях приходилось работать первоклассным актерам: Лии Ахеджаковой, Олегу Басилашвили, Валентину Гафту, Ольге Волковой.

Рязанов особенно выделял работу именно Волковой, которая сыграла Маманю – женщину, побитую и выгнанную из дома собственным сыночком-алкоголиком. Новая подруга Фима выручила ее, назвала Катей Ивановой.

— Волкова создала образ, типаж, олицетворяющий всю Россию. Она не помнит своего имени, при этом, она добрая мать, преданный человек, безотказная женщина. Покорность, терпением, готовность трудиться.

Нет в ней злости, несмотря на то, что в жизни ей не повезло, — вспоминал Эльдар Александрович.А еще режиссер был очень доволен дуэтом Романа Карцева и Вячеслава Невинного. Опустившийся еврейский скрипач-лабух и рецидивист-русофил здорово украсили фильм.

Непросто далась съемка финала фильма «Небеса обетованные». За несчастными обитателями свалки должен был прилететь инопланетный корабль, чтобы отправить их на Небеса обетованные, чтобы они смогли пожить человеческой жизнью.

Гости с небес должны были появиться на свалке, когда пойдет первый снег. Голубого цвета. Важно бьыло снять все предшествующие эпизоды до того, как снег ляжет на землю.- Съемки со снегом, падающим с неба, всегда готовятся заранее.

Мелко нарезается папиросная бумага, потом специальные ветродуи выпаливают искусственный снег, он сыплется с неба, создавая иллюзию снегопада, — рассказывал Эльдар Рязанов.

Наступил день съемки, на площадке поставили синие фильтры, включили снеговые машины. Рязанов кричит: «Мотор!». И в этот момент с неба повалил настоящий снег. Начали срочно снимать.

Сняли сцену, снег прекращался, начинали снимать дальше, он снова начинал идти. Мистика! Снеговые машины не пришлось использовать. Весь эпизод сняли с настоящим снегом.

Рязанов потом говорил, что доволен результатом, ведь, несмотря на тяжелые условия, команда прекрасно справилась с задумкой автора.

Оцените статью
Как Эльдар Рязанов снимал «Небеса обетованные»: искусственная свалка, лучшая роль Волковой и снежное чудо
«Мёртвый сезон» Конона Молодого