Как фильм «Стряпуха» открыл стране блондина Высоцкого и роковую красавицу Светличную

23 мая 1966 года состоялась премьера художественного фильма «Стряпуха». Фильм 28-летнего кинорежиссёра Эдмонда Кеосаяна по итогам 1966 года неожиданно для многих занял почётное шестое место.

По количеству проданных билетов он обогнал такие знаменитые картины, как «Берегись автомобиля», «Три толстяка», «Никто не хотел умирать», «Гиперболоид инженера Гарина», «Дети Дон-Кихота» и ещё более тридцати кинокартин, премьеры которых также состоялись в 1966 году.

Для съёмок картины режиссёр выбрал небольшую, но живописную станицу недалеко от Краснодара. Вся съёмочная группа, в которой было около сотни человек, компактно проживала там же, практически никуда не выезжая несколько месяцев.

Фильм знаменателен несколькими событиями. Во-первых, в картине состоялась первая большая роль 24-летней Светланы Светличной. До этого выпускница ВГИКа играла главные роли только в институтских короткометражках.

Роль кухарки Павлины принесла актрисе всесоюзную известность и в некоторой степени предрешила её будущее амплуа роковой красотки.

Она с успехом сыграла гордую Павлину и не потерялась на фоне уже достаточно известных в то время Людмилы Хитяевой и Инны Чуриковой.

Перед съёмками этого фильма режиссёру исполнилось 28 лет, и большинство актёров были не только опытнее и старше его, но и значительно авторитетнее. Тем не менее Кеосаяну удавалось проводить свою режиссёрскую линию и поддерживать необходимую производственную дисциплину.

А делать это было непросто. В съёмках участвовали два актёра, которые частенько уходили в запои. Это Георгий Юматов и Владимир Высоцкий. При чем они не были друзьями, и это только усложняло работу режиссёру, так как напивались они по отдельности и в разное время.

Чурикова позже вспоминала, что по утрам каждый рабочий день на съёмках начиналось с выяснения того, в каком состоянии находятся Юматов и Высоцкий. И лишь после этого принималось решение либо работать по графику, либо менять план съёмок, так как кто-то из актёров был в нерабочем состоянии.

Особенно это касалось Высоцкого, который, в отличие от Юматова, чаще находился в запое, чем вне его.

Кеосаян хотел выгнать Высоцкого, но позже всё же смирился и подстраивался под его «график попоек».

Наверное, многие поклонники Владимира Семёновича, прочитав эти строки, возмутятся, мол, автор наговаривает на легендарного артиста. Но, увы, то, что было, то было. Да и Высоцкий, вспоминая об этом фильме, неоднократно признавался, что съёмки ему были неинтересны, поэтому пил местное вино почти каждый день.

Высоцкий сыграл разбитного комбайнера и гармониста по фамилии Пчёлка. Кеосаян почему-то решил сделать его блондином. Актёр покорно согласился, хотя особого желания перекрашиваться у него не было.

«В кино вообще так: придешь черным — покрасят в белого, и наоборот!» — позже вспоминал Высоцкий. И потом добавил: «Раз существуют гримеры, то им же тоже надо работать, вот они и красят».

Также внимательные зрители сразу заметили, что в фильме Высоцкий говорит чужим голосом. Но самое главное – все песни тоже кто-то поёт вместо него.

Сразу поползли слухи, что опальному поэту и певцу петь с экрана запретила цензура. В 60-е годы Высоцкого уже слушали по всей стране на магнитофонных записях, но многие на периферии даже толком не знали, как он выглядит и чем занимается?

Мол, поэтому ему и не дали петь на экране, потому что тогда по голосу его бы сразу все признали. И ведь в подобные слухи верили даже люди из кино и коллеги Высоцкого.

Но всё оказалось намного прозаичнее. Фильм озвучивали и монтировали на «Мосфильме» и Кеосаян вспоминал, что, когда приступили к озвучке, Высоцкого просто не смогли нигде найти:

«Володя вернулся в Москву и исчез, — рассказывал режиссер, — его гитара открывала любые двери лучше любой отмычки. В Москве можно было отыскать любого актера, но только не Высоцкого».

Сразу после успеха «Стряпухи» Эдмону Кеосаяну дали добро на съёмки «Неуловимых мстителей». О подобном фильме он мечтал ещё студентом ВГИКа. Но понимал, что вестерны на западный манер в СССР ему снимать не дадут.

Но если выбрать патриотическую тему и доказать всем, что ты уже состоявшийся режиссёр (а «Стряпуха» помогла ему это сделать), то мечта может стать реальностью. Именно это и произошло почти сразу после успешной премьеры фильма. Но, как любит повторять в своих передачах Леонид Каневский, это уже совсем другая история.

Оцените статью
Как фильм «Стряпуха» открыл стране блондина Высоцкого и роковую красавицу Светличную
Даже служа в храме, он в душе оставался молодым комсоргом Юркой Хмелем. Необычная судьба актёра Валерия Рыжакова