Как фильм «Весна на Заречной улице» возродил Одесскую киностудию

Черноморская кинофабрика

Одесская киностудия была образована, как государственная в 1919 г. в результате национализации и слияния частных кинофабрик Гроссмана, Харитонова и Борисова. Она ни один раз меняла своё название. Во время Войны вошла в состав Ташкентской киностудии.

А с 1945 г. стала называться Черноморской кинофабрикой, утратив возможность самостоятельно снимать художественные фильмы. Она находилась в подчинении «Мосфильма», являясь его производственной базой.

Под своей маркой Черноморская кинофабрика выпускала только учебные и научно-популярные фильмы.

Ничто не случайно

Александр Валентинович Горский был директором Киевской киностудии. Но Никита Сергеевич Хрущев уволил его с этого поста. Горский попал на Черноморскую кинофабрику, заняв тот же пост директора.

Он решил воссоздать в Одессе снова студию, которая бы снимала собственные фильмы. И он начал с того, что пригласил молодежь, курс Игоря Савченко. Ребята проходили практику на Киевской киностудии, он их знал.

Но для того чтобы вернуть полноправный статус киностудии, необходимо было выполнить очень серьезное условие Министерства культуры — самостоятельно осуществить законченный цикл производства фильма: от написания сценария до обработки пленки.

Трудности

Горский согласился с условием, понимая, что выполнить его будет нелегко. Трудности начались сразу же. Не было собственных авторов, ни готовых сценариев художественных фильмов.

Найти готовый сценарий художественного фильма можно было в Сценарной мастерской Госкино. Но хорошие сценарии там не залеживалась, да и стоимость сценария там была вдвое дороже, чем на студии.

Лёд тронулся

Однажды совершенно случайно в коридоре Киевской студии, редактор сценарного отдела Одесской студии Евгения Рудых, встретила своего однокурсника Феликса Миронера, который после заседания худсовета поведал ей печальную судьбу своего разгромленного сценария.

В отличие от худсовета Евгения прочла сценарий с удовольствием. История любви сталевара к учительнице вечерней школы, показалась ей романтичной и современной. Она поняла, что нашла наконец нужный материал и поспешила к Горскому в Одессу.

Феликс Миронер окончил ВГИК и работал на Киевской студии в качестве ассистента режиссера. Он был литературно одарен, чтобы подзаработать он написал этот сценарий.

Горскому сценарий тоже понравился. Но он побоялся доверить эти ответственные съёмки фильма, которые решали судьбу фабрики одному молодому режиссёру, предложив ему самому выбрать себе напарника.

Миронер делал курсовые и диплом вместе с Марленом Хуциевым. Его он и назвал. А операторами друзья взяли Петра Тодоровского и Радомира Василевского.

ВГИКовцы

Надо сказать, что вся съёмочная группа была выпускниками ВГИКа. Лишь звукооператор только окончил Ленинградский институт киноинженеров. Актёрский состав состоял полностью из дебютантов, которые только окончили ВГИК: Геннадий Юхтин, Владимир Гуляев, Валентин Брылеев, Римма Шорохова, Юрий Белов и др.

Главные роли

Николай Рыбников уже имел опыт работы в кино. Он снялся в главной роли фильма «Чужая родня», а затем сыграл врага в «Тревожной молодости». Первые пробы в фильм «Весна на Заречной улице» Рыбников провалил.

Горский утвердил на роль другого актёра. Но собравшись четвером режиссёрско-операторским составом, молодым энтузиастам удалось уговорить Горского дать ещё один шанс Рыбникову. Вторые пробы актёр прошёл удачно.

Роль сталевара Саши Савченко стала визитной карточкой Николая Рыбникова. Его лучезарная улыбка покорила миллионы зрителей и  принесла ему ошеломительный успех.

Учительницу вечерней школы — Татьяну Сергеевну, сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова. Она дебютировала в кино в 1944 г. в фильме «Жила-была девочка», но повзрослев, не захотела связывать свою судьбу с кино и поступила в мединститут.

Однако знакомый студент ВГИКа попросил её сыграть в своей дипломной короткометражке и её увидел Хуциев. Её робость и непрофессионализм были очень важны в этой роли. И Нину утвердили сразу.

Поистине знаменитой стала прическа Нины Ивановой в этом фильме. Запоминающийся завиток у виска потом назвали локоном страсти.

Песня

Вся съёмочная группа знала, что Николай Рыбников прекрасно поёт, у него красивый, бархатный баритон. Ни у кого не вызывало сомнений, что в фильме должен петь Рыбников, причём тихую, спокойную песню.

Марлен Хуциев вспоминал:

«Кто мог быть композитором? Ну, естественно — Мокроусов. Автором текста? Естественно, Фатьянов. Вот так появились в нашей жизни и эти люди… Мы с ними подружились, особенно с Фатьяновым».

Интересные факты

  • Съемки шли в Запорожье. В советское время запорожцы были уверены, что история любви сталевара и учительницы действительно случилась в их городе.

  • Когда снимали эпизод, где электровоз въезжает в мартеновский цех, понадобилось осветить огромное помещение — и тогда сталевары по просьбе режиссера открыли все заслонки мартеновских печей, что по технологии строжайшим образом запрещено. Но как молодые рабочие могли отказать молодым киношникам?

В эпизоде, когда учительница читает текст диктанта, за окном должен был идти снег. Но его не было, поэтому снарядили команду, которая должна отснять снег в Новосибирске. Группа уехала — и тут же в Запорожье повалил совершенно потрясающий снег, так что проблема была решена моментально, все сняли достаточно быстро.

У главного героя есть прототип в Запорожье. Простой запорожский сталевар Григорий Пометун, сам того не желая, стал частью легенды. Ему, как передовику производства, поручили помочь Николаю Рыбникову войти в образ рабочего.

Оказалось, что они с артистом не только одногодки, но и удивительно похожи: характерами, внешностью, судьбами. Это сходство положило началу крепкой дружбы между Григорием и Николаем на всю жизнь.

Эпилог

Марлен Хуциев делился о работе над фильмом:

«»Весна на Заречной улице»- это для всей группы был своего рода экзамен на зрелость… Но никаких мук внутренних не помню… Мы спорили, искали… Но вот ощущения, что ты не можешь… или — как это мы будем делать? — этого не было. Мы очень уверенно, ни в чем не пытаясь идти на компромисс, всё это делали».

В 1956 г. фильм «Весна на Заречной улице» стал лидером проката, его посмотрело 30,1 млн зрителей. Усилиями молодых талантов было возвращено право Одесской киностудии снимать собственные фильмы.

Цветную версию не теряющего популярности кинохита выпустили в 2010 г. под бдительным руководством Марлена Хуциева.

Оцените статью
Как фильм «Весна на Заречной улице» возродил Одесскую киностудию
Советские женщины в шапках — почему головные уборы не снимали даже в ресторанах и в гостях