Как Галина Волчек по протекции Олега Ефремова магнитофон покупала

Известно, что кинорежиссёр Эльдар Александрович Рязанов был большим шутником. Он шутил с коллегами на киностудии, любил разыгрывать знакомых вне работы, подкалывал своих друзей с экрана.

Саму расхожую шутку в комедиях Рязанова сегодня знает, наверное, каждый любитель советского кино. Это, конечно же, некие Катаняны, которые по разным смешным поводам упоминаются сразу в четырёх фильмах Эльдара Рязанова: «Ирония судьбы, или С легким паром», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты» и «Привет, дуралеи».

В те годы большинство советских зрителей не понимали эти шутки, и лишь знающие люди из окружения режиссёра всегда улыбались, услышав знакомую фамилию с экрана.

Сегодня, в век интернета, уже многим известно, что Катаняны — это реальные люди, добрые друзья семьи Эльдара Рязанова. Василий Катанян – режиссер документалист, с которым Рязанов начинал свою карьеру после окончания института.

Супруга Василия Катаняна, Инна Генс-Катанян, была известным киноведом и критиком. Рязанов и Катанян около шестидесяти лет дружили семьями и большинство праздников отмечали вместе. Поэтому упоминания Катанянов в смешных эпизодах каждый раз приносили друзьям особую радость и совершенно не мешали другим зрителям получать удовольствие от фильмов.

Но в этой статье я хочу рассказать о другом дружеском приколе в фильме «Берегись автомобиля». И в этот раз не сам Рязанов был автором этой шутки, хотя она ему очень понравилась.

Когда снимали эпизод в комиссионном магазине с участием Галины Волчек, то во время первого же дубля, она вдруг изменила одну из своих реплик. Чтобы понять, о чём пойдёт речь, я приведу отрывок из сценария этого короткого эпизода. Правда, в фильме он был сыгран с небольшими изменениями.

Итак, отрывок из сценария Эмиля Брагинского:

Дима Семицветов приступил сегодня к торговле в весьма раздраженном состоянии.

– Мне нужен заграничный магнитофон – английский, ну, американский… – интимно сказала усатая покупательница, перегнувшись через прилавок и положив при этом многопудовую грудь на телевизор «Рекорд».

– Нету – коротко ответил Дима, «хоть бы побрилась», – думал он, с омерзением глядя на ее усы. Заметив, что «Рекорд» в опасности, Дима потребовал:

– Уберите это с телевизора!

Дама послушно отодвинулась и, перейдя на хриплый шепот, спросила:

– Скажите, пожалуйста, кто из вас Дима?

– Ну, я Дима, что из этого? – продолжал хамить продавец.

– Я от Федора Матвеича.

– Какого еще Федора Матвеича?

– Приятеля Василия Григорьевича…

– Ну, ладно, предположим…

– Мне необходим заграничный магнитофон!

Понятно, что блат в СССР был великой силой и при нерыночной экономике принцип «ты мне – я тебе» был главным двигателем обогащения советских граждан. Поэтому этот эпизод содержал сатиру, понятную только нашим людям.

Так вот, на съёмках этого эпизода покупательница в исполнении Галины Волчек, когда пришла очередь сослаться на своих знакомых, вдруг заговорщицким голосом сказала Семицветову: «Я от Олега Николаевича, приятеля Леонида Иосифовича…»

Рязанов сразу сделал замечание актрисе за отсебятину. Волчек тут же извинилась: дескать, забыла имена по сценарию, поэтому произнесла первые, что пришли на ум. А что может прийти на ум ведущей актрисе «Современника» кроме имён её непосредственных театральных начальников? Главного режиссёра Олега Николаевича Ефремова и директора-распорядителя Леонида Иосифовича Эрмана.

Что интересно, Олег Ефремов играл одну из главных ролей в фильме, но во время съёмок этого эпизода его на съёмочной площадке не было. Дело в том, что в фильме есть два эпизода Семицветова и покупательницы. Во втором участвует Ефремов. Но здесь речь идёт о первом.

Рязанов решил оставить эту случайную оговорку актрисы в фильме. Хотя мне кажется, что она была неслучайной, а просто Галина Борисовна захотела немного постебаться над своими руководителями. Хотя это лишь моё личное предположение.

Также смешно было и то, что в театре по субординации Ефремов был главнее и важнее Эрмана. И логичнее было бы сказать, что это Леонид Иосифович является приятелем своего более высокопоставленного Олега Николаевича. А не наоборот, как прозвучало в реплике. Но так укол в сторону Ефремова был ещё смешнее!

Как бы там ни было, Рязанов оставил в фильме реплику Галины Борисовны. Рассказывают, что когда Ефремов в служебном зале киностудии впервые увидел этот эпизод, то рассмеялся и, шутя, погрозил кулаком сидящей там же Галине Волчек. Он сразу понял, чьих рук это дело.

Оцените статью
Как Галина Волчек по протекции Олега Ефремова магнитофон покупала
Как Олег Басилашвили «нечаянно» убедил Данелию дать ему главную роль в «Осеннем марафоне»