Как Иннокентий Смоктуновский создал гениальный образ Гамлета в кино

На протяжении многих лет режиссер Григорий Козинцев изучал творчество Шекспира, после чего написал книгу «Наш современник Вильям Шекспир», которая представляет собой глубокое исследование творчества писателя.

«Гамлету» в этой книге уделено немало страниц.

По мнению Козинцева, уже во времена Шекспира «Гамлет» выражал не только личную трагедию принца-студента, но и историческую трагедию гуманизма, трагедию людей, давших слишком много свободы своему уму.

Режиссер увидел в Гамлете борца за правду против несправедливости и зла.

При написании сценария Григорий Михайлович перенес в рукопись философскую глубину и красоту трагедии Шекспира. Все это воплотил в кадре гениальный актер Иннокентий Смоктуновский.

Выбор пал на Иннокентия Михайловича задолго до начала съемок. Смоктуновского Козинцев увидел в фильме «До будущей весны», и удивился его творческой индивидуальности. В этом актере Козинцев увидел союзника и соавтора фильма.

Гамлет Иннокентия Смоктуновского получился простым и человечным. Его главная черта – не аристократизм, а душевная тонкость.

Его характеру свойственны разные черты, но все поступки продиктованы стремлением к правде, непримиримостью ко лжи и человеческим достоинством.

Одна из лучших сцен в фильме Козинцева – сцена Смоктуновского с флейтой. Гамлет говорит: «Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».

Он с презрением относится к низким людям, разочаровывается в бывших друзьях, но сохраняет себя и свои принципы.

Для героя в исполнении Иннокентия Михайловича нет вопроса «быть или не быть», он твердо уверен – «быть». Его герой – не колеблется, поэтому сцена с этим вопросом не является кульминацией фильма.

Главная отрицательная фигура фильма «Гамлет» — король Клавдий, которого сыграл актер Михаил Незванов. Этот герой хитер и притворно вежлив.

В ответ на обвинения Гамлета он улыбается, хотя понимает, что скоро дело закончится расплатой.

Его верный слуга Полоний в исполнении Юрия Толубеева – глупый персонаж, это в меру хитрый торговец, цель которого – только прибыль. Он далек от высоких рассуждений. Из-за своей ограниченности он принимает на себя удар, предназначенный для Клавдия.

— Мы меньше всего старались приспособить знаменитую трагедию к кино.

Для нас было самым важным сохранить на экране масштаб мыслей и чувств произведения Шекспира, — говорил Григорий Козинцев. Его Гамлет – это человек, чужой среди людей, которые его окружают.

Фильм «Гамлет», вышедший на экраны в 1964 году, прошел по экранам СССР и других стран, став классикой, эталоном. У фильма есть несколько значимых премий, включая премию Британского киноинститута.

Гамлет Смоктуновского – это пример благородства и мужества, умения жить просто и полноценно, преодолевать кризис. Классика, которая и сегодня смотрится с большим интересом.

Оцените статью
Как Иннокентий Смоктуновский создал гениальный образ Гамлета в кино
Тетралогия о резиденте: почему интересно смотреть только первые два фильм «Ошибка резидента» и «Судьба резидента»