«Покровские ворота» – отличная советская комедия 1982 года о молодом аспиранте Константине, который невольно становится свидетелем любовных, и не только, перипетий в московской коммуналке. Простой, при этом очень лёгкий и весёлый фильм, оставляющий после просмотра только приятные ощущения.
К тому же у «Покровских ворот» крайне занимательная история создания, а ведь как могло быть иначе с таким невероятным звёздным составом? В общем, сегодня и поговорим о том, как снимали «Покровские ворота», кто из актёров оказался слишком известным, чтобы сниматься и как режиссёр «боролся» с цензурой.
Автобиография
То, что фильм «Покровские ворота» основан на одноимённой пьесе Леонида Зорина не является секретом. Здесь гораздо интереснее другой момент: при написании Зорин опирался на реальные образы своих знакомых, да и вообще на личный жизненный опыт.
Он ведь в своё время и сам был обычным студентом, снимающим комнату в московской коммуналке. Там Леонид имел счастье познакомиться со множеством крайне незаурядных личностей.
Кстати, персонаж Костик Ромин, сыгранный Олегом Меньшиковым, является самым что ни на есть прямым перенесением Зорина в собственное произведение. Больше вам скажу, он появляется не только в «Покровских воротах», а ещё нескольких других пьесах Леонида Генриховича.
Почему Михалков и Миронов не снялись
Изначально именно их кандидатуру рассматривали на роли Саввы Игнатьевича (Виктор Борцов) и Льва Хоботова (Анатолий Равикович). Правда получилось так, что оба артиста на съёмки не попали, хоть и совершенно по разным причинам.
Никита Сергеевич просто посчитал сценарий неинтересным, в то же время с Мироновым ситуация получилась гораздо более сложная. Видите ли, он уже был готов приступать к съёмкам, но в последний момент ему отказал сам Михаил Козаков, режиссёр фильма, ссылаясь на то, что Андрей Александрович слишком известный актёр, чтобы вот так беспрепятственно сниматься в обычной советской коммуналке.
К слову, насчёт локации. Разумеется, саму квартиру, а точнее её интерьер, построили внутри студии, а вот непосредственно дворик, где высокопочтенные мужчины играют в шахматы, был настоящим. Зрители даже смогли отыскать это место: оказалось, оно расположено на Гоголевском бульваре. Само собой, сейчас этот дом выглядит совершенно иначе, поэтому, даже если вы там побываете, то вряд ли сможете его узнать.
«Тиран» или «гениальный поэт»?
У всего актёрского состава были достаточно расхожие мнения касательно режиссёра Михаила Козакова. В основном, все сошлись во мнении, что он правильно умел распоряжаться подчинёнными и поддерживал строжайшую дисциплину на съёмочной площадке.
С другой стороны, любую попытку творческой импровизации или малейшего отступления от первоначального сценария Козаков расценивал в штыки. Об этом подробно рассказал Анатолий Равикович, исполнивший роль Хоботова.
Артист признавал, что был восхищён интеллектуальным знатоком поэзии с уникальным творческим видением, но не стеснялся называть его самым настоящим «тираном». Что уж тут скажешь, у всех творческих личностей есть свои «тараканы в голове».
Как «Покровские ворота» предсказали будущее
В фильме Костик Ромин говорит одну очень занимательную фразу, якобы на дне озера под названием Титикака были найдены остатки древнего города. Очевидно, что это была просто шутка, обыгрывающая тему с подводной «Атлантидой». Всего лишь юмор, не более того.
Однако, как оказалось, Ромин был не так уж далёк от истины. На самом-то деле, первые «следы города» были обнаружены аргентинцами ещё в шестидесятых, задолго до выхода фильма, но тогда это не получило особо огласки, ибо доказательств было не так уж много. Лишь спустя сорок лет, в 2000 году, археологические находки подтвердились – на дне озера Титикака действительно находится затонувший город Тиуанако.
Само собой, никто его не строил под водой, обычные изменения в рельефе погрузили поселение на дно Титикаки. Мог ли Козаков знать о давнем исследовании, отчего решил вставить в фильм эту шутку? Вполне может быть. А может, это было не более чем банальное совпадение.
Как из-за Кореневой фильм чуть не запретили
Началось всё с того, что в 1982 году, незадолго до премьеры фильма на телевидении, актриса Елена Коренева, сыгравшую медсестру Людочку, уехала в США. Вернее сказать сбежала, поэтому её имя тут же повсюду оказалось в «чёрных списках» (амнистию она получила лишь в 1986).
Само собой, ввиду всех этих событий «Покровские ворота» тоже долгое время не хотели показывать на ТВ.
И это я не говорю о бесчисленном количестве прочих моментов, которые советская цензура посчитала весьма спорной: употребление алкоголя прямо в кадре, немецкие слова, изображение звезды Давида в конце концов – всё это пришлось вырезать, лишь бы только картину разрешили показывать на телевидении. Благо хоть все сцены с Кореневой убирать не заставили.