Съёмки картины начались в начале 1969 года, и в декабре фильм был принят художественным советом киностудии «Мосфильм» в окончательном варианте. Это могло произойти и раньше, но в уже снятый фильм пришлось внести важные изменения, связанные с текущей политической обстановкой.
Дело в том, что сюжет картины развивается в Швеции в 40-х годах. Никто не скрывал, что прототипом главной героини (Елены Кольцовой в исполнении актрисы Юлии Борисовой) являлась известная историческая личность — Александра Михайловна Коллонтай, которая в годы войны была послом СССР в Швеции.
И первоначально в фильме везде упоминались Швеция и Стокгольм как место развития сюжета. Поэтому в картине так много городских видов Стокгольма и не раз мелькает шведский флаг.
Но все ссылки на то, что сюжет фильма происходит именно в Швеции, из уже готового фильма пришлось удалить. Оставили лишь упоминание, что это некая «нейтральная скандинавская страна».
Это пришлось сделать по наставлению Министерства иностранных дел СССР, чтобы лишний раз не напрягать и так непростые отношения со шведскими властями после очередного дипломатического скандала, который произошёл в конце 1969 года.
Дело в том, что в октябре 1969 года шведские пограничные силы зафиксировали в своих территориальных водах советскую подводную лодку. Шведская субмарина по приказу своего командования вошла в контакт с нарушителем и приготовилась осуществить торпедную атаку.
Наша лодка вовремя ушла в нейтральные воды, и военный инцидент удалось предотвратить. Но дипломатического скандала избежать не удалось.
Это был не первый случай нарушения шведских границ советскими подводными лодкам. И, как позже показала история, и не последний.
Но в 1969 году шведов разозлило то, что наша лодка не просто нарушила некую линию границы в море, а проникла вглубь Ботнического залива и вышла к северному побережью Швеции, где у них были расположены важные стратегические объекты.
Так как в этом фильме шведская сторона была показана если не вражеской, то как минимум недружественной Советскому Союзу страной, наши власти решили вообще убрать из картины всякое упоминание о Швеции.
Поэтому сегодня мы имеем картину, где настоящие исторические события сороковых годов происходят в некой выдуманной скандинавской стране.
Почему об этом фильме я вспомнил именно сегодня. Как я уже написал выше, фильм был снят для торжеств в честь 100-летия Ленина, которые планировалось провести в течение полутора месяцев: с начала апреля до середины мая 1970 года. Туда же попадали Первомай и 25-летие Победы.
Готовились обширные программы празднования: на всех предприятиях проводились торжественные собрания и митинги, открывались выставки и музейные экспозиции.
На родине вождя, в Ульяновске, была произведена масштабная реконструкция, где значительную часть города фактически превратили в огромный музей. В театрах по всей стране ставились тематические постановки, специально снимались кинокартины.
Было подготовлено более полусотни художественных кинолент, приуроченных к этой дате. В том числе и фильм «Посол Советского Союза», который с декабря 1969 года ожидал своего часа.
И вот Министр культуры СССР Екатерина Фурцева вдруг посчитала, что этот фильм, посвященной выдающейся советской женщине, лучше показать не в апреле, как планировалось первоначально, а в марте, приурочив его к международному женскому дню. Так как, для женского праздника, с её точки зрения, фильм подходит больше.
Своей властью она дала команду подготовить широкую премьеру фильма именно 8 марта, а для этого заранее распространить фильмокопии по всей стране.
Но её распоряжение не успели выполнить, так как об этом самоуправстве узнали в Кремле, и министра тут же вызвал к себе главный идеолог страны Михаил Андреевич Суслов.
Рассказывали, что «железная леди» вышла из его кабинета бледная и потерянная. Ей было строго наказано не лезть «со своими бабскими хотелками» в важное государственное мероприятие.
Соответственно, все её распоряжения относительного этого фильма были отменены, а премьера картины состоялась в апреле, как и планировалось первоначально.
Позже историки предположили, что этот конфликт Фурцевой с Сусловым стал началом конца её карьеры. Да и жизни тоже. Всего через четыре года после этого Екатерина Алексеевна скончается от сердечного приступа.
Это официальная версия. Советскому народу не сообщили, что этот приступ у достаточно крепкой 63-летней женщины был вызван большим количеством снотворного.
А для своих бытовала версия о несчастном случае. Мол, министр много работала, но мало спала. Вот и не рассчитала с лекарствами.
И уже значительно позже, в начале нулевых годов, из рассекреченных документов КГБ стало известно, что это был не несчастный случай. Екатерина Фурцева намеренно покончила с собой, узнав о готовящейся отставке.
Сегодня фильм «Посол Советского Союза» смотрится как историческая реконструкция, в которой вымысла больше, чем правды. По крайней мере, так говорят современные историки. И тем не менее, фильм интересный и, с моей точки зрения, очень патриотичный.