Как командир Красной Армии предал Родину, стал звездой балета и другом Коко Шанель: Киевлянин Сергей Лифарь

Серж Лифарь известен в Европе, как выдающийся танцовщик и хореограф французской школы балета. В СССР же Сергей Лифарь стал изменником Родины, с воодушевлением променявшим дом на заграничную карьеру. Звездный балетмейстер состоял в двусмысленных отношениях с эмигрировавшим вдохновителем русского балета в Париже. В военное время успешно гастролировал в условиях фашистской оккупации. Дружил с Коко Шанель и рядом других творческих деятелей, замешанных в связях с немцами. При этом таланта Лифарю было не занимать.

Он реформировал театр, стал звездой мирового уровня и сполна реализовал свои мечты, которые оказались превыше гражданского долга, семьи и честного имени.

Киевлянин из семьи крупного чиновника

Сергей Лифарь (по другой версии Лифаренко) родился четвертым ребенком в киевской семье крупного чиновника департамента водного и лесного хозяйства. Мать происходила из знатного казацкого рода зажиточных землевладельцев. Родители души не чаяли в мальчике, который рос умиротворенным, покладистым и ласковым ребенком. В 1913-м восьмилетний Сережа начал обучение в Императорской Александровской гимназии, а спустя год был переведен в 8-ю Киевскую гимназию для мальчиков.

Параллельно Сергей занимался в музыкальной консерватории, осваивал скрипку, рояль, пел в церковном хоре и даже получал за свои успехи государственную стипендию. В условиях гражданской войны гимназию переоборудовали в госпиталь, Сергей в числе остальных старших учеников помогал медперсоналу, ухаживал за больными и ранеными.

Красный командир и веление души

Поначалу большевики отступали, но позже вернулись. Отец Сергея, сторонник белого движения, решил уводить семью в глубинку и пережидать там временные успехи «красного вала». Но когда время показало, что никакой угрозы новая власть киевлянам не несет, Лифари вернулись домой. Вскоре Сергей призвался в Красную Армию.

Образованного парня направили в школу краскомов (красных командиров). После непродолжительных курсов Лифарь возглавил роту. Перед ним вмиг выросла перспективная карьерная лестница, но душа просила другого.

Все определил случай, когда Сергей с приятелем забрели в студию известного балетмейстера и танцовщицы Брониславы Нижинской, которая приходилась сестрой великому маэстро танца Вацлаву Нижинскому. Лифарь был потрясен артистами балета и увиденным на сцене. С того момента, как он сам позже признавался, его жизнь пошла по совершенно новому пути. Все остальное померкло и утратило смысл. Лифарь стал просить Брониславу Фоминичну взять его в ученики, но провалил два просмотра подряд.

Проявляя упорство, Сергей был зачислен в студию с третьей попытки. При этом Нижинская не рассмотрела в сутулом юноше потенциала. Да и занятия с преподавательницей продолжились недолго — противница советской власти покинула Киев, уехав в Париж под крыло перебравшегося за границу балетмейстера Сергея Дягилева.

Мечта, бегство, Париж

Осмотревшись на новом месте, Нижинская позвала за собой учеников-добровольцев. Сергей Лифарь, движимый исключительно танцевальной страстью и не руководствовавшийся никакими иными идеями, загорелся идеей эмиграции. Границу он пересек нелегально, в пути его ждали передряги с насилием и стрельбой. В Париж он прибыл избитым и без копейки денег, но там его быстро присмотрел Сергей Дягилев, о специфических взаимоотношениях которого с танцующими юнцами молчал только ленивый.

Руководитель «Русского балета» во Франции Дягилев стал покровителем Лифаря, открыв для молодого человека культурный мир Флоренции, Рима, Венеции. Он устроил Сергея, тогда уже Сержа, на углубленный туринский курс к Энрико Чекетти, «производившего» балетных звезд.

В «Русском балете» Лифарь при жизни Дягилева преодолел путь от рядового артиста до ведущего солиста -балетмейстера. Когда наставник умер, 24-летний Серж возглавил балетную труппу. Подчиненные вспоминали его, как весьма строгого и требовательного руководителя-новатора. Его реформы шокировали театральный мир: он приказывал не впускать в зал опоздавших на представление, запретил выходы на бис и вручение артистам цветов. Серж Лифарь стал для Парижа балетным революционером, возродив чистый танец и лишив его закостенелых канонов. Лифаря называли неоклассицистом.

В 1939-м, с приходом немецкой оккупации, парижская труппа Сержа продолжала привычную работу, что послужило поводом для дурной славы балетмейстера. Нападение фашистов на СССР в 1941-м Лифарь встретил с воодушевлением, мечтая вернуться в родной Киев после падения советского строя. Натиск германских полчищ он воспринимал как освобождение от ненавистного кровавого большевизма. Друзья рассказывали, что Серж вполне открыто озвучивал это в тесном кругу. В разгар войны, в 1943-м, Лифарь был занят премьерой балета «Сюита в белом», что, судя по всему, могло быть возможным при сотрудничестве с оккупантами. По этой причине французское «Сопротивление» Лондона закономерно обвиняло танцовщика в коллаборационизме. Лифаря приговорили к смертной казни, после чего он перебрался в Монте-Карло.

Высочайший успех и искусство без принципов

После войны приговор Сержа отменили. Танцовщик смог восстановиться в парижской должности. Серж Лифарь стал постановщиков свыше двух сотен балетных спектаклей, создал Институт хореографии, вел теоретический курс танца в Сорбонне, стал профессором Высшей музыкальной школы и почетным президентом Нацсовета танца ЮНЕСКО.

Лифарь долгое время дружил с Коко Шанель, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Марком Шагалом. Связь богемных представителей была логичной: французская элита контактировала с немецкими оккупантами. До партизанского «Сопротивления» парижским тусовщикам дела не было, они всю войну продолжали жить на широкое горло. Некоторые представители знати вполне открыто оказывали услуги разведорганам оккупационных фашистских властей. Среди них вполне мог быть и человек искусства Серж Лифарь из Киева.

Источник

Оцените статью
Как командир Красной Армии предал Родину, стал звездой балета и другом Коко Шанель: Киевлянин Сергей Лифарь
«Дайте жалобную книгу»: как Рязанову навязали сценарий и что стало с рестораном «Одуванчик»