Как месть «снежной королевы» испортила карьеру юной артистке: судьба Екатерины Деревщиковой

Толчком для написания статьи послужил документальный фильм «Тамара Макарова «Месть снежной королевы», в котором упоминалось имя актрисы Екатерины Деревщиковой.

Она ушла из жизни пятнадцать лет назад, но в памяти большинства зрителей осталась бойкой весёлой Женькой Александровой из детского фильма «Тимур и его команда» и Катенькой из фильма-сказки «Каменный цветок».

В начале творческого пути казалось, что юную актрису ждёт блестящая карьера. Но слава очаровательной Катеньки Деревщиковой продлилась недолго, а обещанный судьбой успех так и не пришел. Одной из причин этого называли неприязнь красавицы советского Тамары Макаровой к молодой коллеге, «перекрывшей» молодой актрисе развитие в профессии.

Екатерина Александровна Деревщикова родилась семье дипломата, в 1934 году отец был арестован и вскоре умер в Соловках от тифа. Мама будущей актрисы, чтобы уберечь Катю от клейма дочери врага народа, очень скоро вышла замуж во второй раз.

Позже актриса делилась в одном из своих интервью, что в детстве она была очень весёлым ребёнком, необременённый какими-то сложностями, вероятно, это мать старательно ограждала девочку от всех проблем.

Творчество

Карьера юной актрисы началась с традиционного вопроса: «Девочка, ты хочешь сниматься в кино?». Ассистент режиссёра, подбиравшая актёров для съёмок фильма «Личное дело» по повести Аркадия Гайдара задала его Кате, бегавшей во дворе со сверстниками. Девочка сниматься не хотела, зато мама всё же отвела дочь на «Мосфильм», и Катю общими усилиями уговорили на съемки.

Аркадий Гайдар запомнил общительную и симпатичную девочку и год спустя порекомендовал режиссеру Александру Разумнову пригласить Екатерину на роль Жени в картину «Тимур и его команда».

Сначала появился сценарий к фильму, а лишь потом его книжная версия. Когда девочка на съёмочной площадке спрашивала у писателя, что ей делать в той или иной сцене, то тот чаще всего отвечал: «Да ничего не делать, ты знаешь, что тебе говорить нужно, ну и делай». «Так что можно сказать, что Катя Деревщикова повлияла на то, какой стала «книжная» Женя Александрова.

В начале 40-х годов в Советском Союзе Екатерина Деревщикова была самой популярной пионеркой. Хотя по некоторым данным сама актриса пионеркой никогда не была. По просьбе деда, потерявшего сына, отца Кати, девочка всеми правдами и неправдами избегала вступления в детскую организацию, а после и в комсомол.

Эта роль принесла юной актрисе всесоюзную славу и возможность после окончания школы без экзаменов поступить во ВГИК. Причем девушку взяли сразу на второй курс в мастерскую Тамары Макаровой и Сергея Герасимова.

Послевоенный зритель хотел видеть с экрана красивые и светлые фильмы. В 1946 году режиссер — сказочник Александра Птушко задумал поставить фильм по сказке Павла Бажова «Каменный цветок». На роль Катеньки пробовались Людмила Целиковская и Елена Измайлова, но писатель смог убедить режиссера, что эта роль просто создана для Деревщиковой. Переболевшая тифом актриса поначалу совершенно не понравилась режиссёру, но уже в процессе работы он не пожалел о своем выборе.

Хозяйку Медной горы играла первая красавица СССР Тамара Макарова, а вот с ней у Екатерины на съемочной площадке отношения не складывались. Причиной была ревность Макаровой. Ее супруг — Сергей Герасимов, был слишком благосклоненк своей студентке.

Тамара Макарова, которую называли «Снежной королевой», никогда не показывала, что у нее в душе, «держала лицо, но она могла жестоко мстить. После окончания съемок она отомстила сопернице по полной программе — выгнала ее с курса за прогулы, съемки были для студентов под запретом. Сергей Герасимов за студентку не заступился.

А когда молодой актрисе хотели дать Сталинскую премию, то Тамара Федоровна была против, а у нее был вес. «Ничего, она молодая, еще получит», — озвучила Макарова свое решение. Фактически карьера Екатерины Деревщиковой была закончена.

Институт Актриса позже окончила — курс Михаила Ромма. Да и с Тамарой Макаровой у неё спустя года сложились вполне нормальные взаимоотношения. Как признавалась Екатерина Александровна, зла на педагога она не держит, «подумаешь, Сталинская премия».

В том же году Екатерина исполнила главную женскую роль в спортивной картине «Центр нападения», одним из режиссеров которой был Игорь Земгано. Фильм снимали в Киеве и молодая актриса не горела желанием туда ехать, но её сумел переубедить легендарный актер и исполнитель – Марк Бернес.

Личная жизнь

На съемочной площадке между юной актрисой и Игорем Земгано завязались романтические отношения. Разница в возрасте в четверть века не стала для них препятствием, и вскоре пара официально зарегистрировала свои отношения.

С Земгано актриса прожила 12 лет, родила от него сына Фёдора. Супруг возглавлял театра оперетты, а Екатерина Деревщикова служила в театре Леси Украинки, где сыграла множество ярких ролей. Супруг обеспечивал жене и сыну вполне безбедную жизнь, справляться с хозяйством актрисе помогали домработницы.

Но в кино она сниматься перестала, пропала на десять лет. Она сама обзвонила киностудии, попросив исключить её из всех картотек. Свое решение актриса объясняла просто: «сценарии, которые предлагали от киностудии имени Довженко, ей не нравились, а играть роли хуже, чем были до сих пор, ей не хотелось».

В начале шестидесятых из-за алкоголизма мужа Екатерина подала на развод и вернулась с сыном в Москву.

И здесь начались трудности. Прописку в квартире у матери актриса получила, хотя и с большим трудом, а вот с работой никак не складывалось. Екатерина Деревщикова хотела работать в театре им. Пушкина, но там ей отказали.

Ей пришлось вместе с Олегом Борисовым выступать с концертами в библиотеках, тюрьмах, психиатрических клиниках и т.д. Позже Олег Борисов уехал по приглашению в Ленинград, и актрисе, наконец, улыбнулась удача.

От нищеты актрису спас Сергей Образцов, который предложил ей место в своём кукольном театре. С этим театром Екатерина Александровна отъездила весь мир и проработала там до самой старости, но играла актриса за …ширмой, это было ее желание. Коллеги по театру вспоминали, что «чтобы не происходило в душе актрисы, на сцене, для зрителя она всегда была в хорошем настроении, а с лица не сходила улыбка.

Такая партнерша невольно заражала всех весельем, оптимизмом, куражом». В ней остались детская непосредственность, ершистость, озорство, как у ее Женьки, прославившей актрису на весь Советский Союз.

А в жизни актрисы было и счастье, и потери. В начале 70-е годы Екатерина Александровна познакомилась с поляком Петром Щчесьневски, который был младше неё на 14 лет. Это вообще была красивая история любви. Пётр увидел фотографию актрисы благодаря её маме, у которой были польские родственники. И заочно влюбился.

Потом они познакомились, долгие годы встречались урывками, и только в 80 -м году он переехал в Москву, и они официально поженились.

Петр и Екатерина прожили вместе всего пять лет и были невероятно счастливы. Второй супруг стал для актрисы последней большой любовью, настоящей опорой и поддержкой. Именно он помог перенести актрисе ранний уход единственного сына. Спустя несколько лет Петр Щчесьневски тяжело заболел — рак в запущенной стадии, и через несколько месяцев скончался.

Федор по воспоминаниям Екатерины Александровны в детстве был необыкновенно красивым ребенком, не лишенным талантов, и него были стать известным актером. Но еще в юности он серьезно «увлекся живописью, позднее с головой ушел в религию, стал очень набожным и занимался реставрацией икон». В экспедиции в Тамбове Федор заразился гепатитом «В”. Его не стало в возрасте 35 лет.

Екатерина Александровна после смерти единственного сына и любимого мужа осталась совсем одна. От депрессии и одиночества спасала работа в театре. Екатерина Александровна Деревщикова ушла из жизни 19 октября 2006 года.

Зритель забыл бойкую веселую пионерку Женьку и очаровательную бесстрашную невесту Данилы-мастера, но разве «настоящие звезды не меркнут»?

Источник

Оцените статью
Как месть «снежной королевы» испортила карьеру юной артистке: судьба Екатерины Деревщиковой
1970-й: советский дефицит в карикатурах журнала «Крокодил»