Шестьдесят лет назад, в такие же жаркие июльские дни 1964 года на киностудии «Мосфильм» начались съёмки кинокомедии «Тридцать три». В титрах фильма режиссёра Георгия Данелии указано, что фильм снят в жанре «ненаучной фантастики», чтобы было достаточно необычно для советского кинематографа.
В 1961 году Эльдар Рязанов снял в этом жанре свою комедию «Человек из ниоткуда» с Сергеем Юрским в главной роли. При этом ему удалось под видом фантастического фильма снять тонкую, но злую сатиру на советских чиновников.
Позже в своих мемуарах Георгий Данелия написал, что он не старался, как Рязанов, наполнить свой фильм сатирой. Но сатира всё же была и ему сильно досталось от худсовета.
И самое главное — судьба его комедии «Тридцать три» практически повторила судьбу фильма «Человек из ниоткуда». Оба фильма всего несколько месяцев побыли в прокате, а потом на многие годы угодили «на полку».
Там же, в своей книге Данелия рассказал о забавной истории, как на роль Розочки Любашкиной в этом фильме была утверждена 21-летняя Инна Чурикова.
По сценарию Роза Любашкина – симпатичная молодая соблазнительница, мечтающая быть рядом с какой-нибудь знаменитостью.
Главный герой Травкин в её понимании вполне соответствует этому статусу. Забегая вперёд скажу, что Чурикова блистательно сыграла этот образ!
Но перед этим ей предстояло пройти пробы. И далеко не все были согласны с такой кандидатурой. В то время она готовилась к выпуску из Щепкинского училища, после которого молодую актрису распределили в Московский ТЮЗ, где Чурикова в основном играла зверюшек и сказочных персонажей.
Её нельзя было назвать абсолютной красавицей, но и Данелия звал её на роль в фильм-фантасмагорию. Где даже красотки должны быть своеобразными.
Итак, первая презентация Чуриковой прошла на киностудии, где вначале её должны были утвердить авторы сценария Валентин Ежов и Виктор Конецкий.
В тот день они смотрели целую группу актёров и актрис, которых Данелия собрал для фильма на разные роли и в эпизоды.
Чурикова был во втором десятке, поэтому разговор уже подуставшего режиссёра с актрисой был коротким:
– Сценарий прочитала?
– Да!
– Сниматься согласна?
– Ой, да конечно!
– Ну, иди в группу, я освобожусь, потом поговорим.
Чурикова вышла из кабинета, а Конецкий спросил Данелию:
— А кого она будет играть?
— Розочку.
— Ты обалдел? (на самом деле прозвучал нецензурный глагол).
— Розочка ведь красотка! Она Мэрилин Монро, Брижит Бардо, – раздраженно продолжил Конецкий.
Данелия молча вышел из кабинета и прошёл в комнату с ожидающими актёрам. Он подошел к Инне и попросил её зайти к ним ещё раз. Но перед этим дал установку:
— Учти, ты – королева красоты! Делай вид, что сниматься ты не очень хочешь. Нас ты слегка презираешь, но так уж и быть, снизойдёшь.
Через минуту после возвращения режиссёра к сценаристам, к ним в кабинет вошла женщина-вамп. Она высокомерно кивнула присутствующим, небрежно бросила сценарий на стол и сказала низким чарующим голосом:
– Прочитала. Я подумаю…
Потом кинула уничтожающий взгляд на Конецкого с Ежовым и, покачивая бёдрами, удалилась.
После того, как за ней закрылась дверь, сценаристы утвердили её без обсуждения.
И хотя фильм находился в прокате недолго, его успели посмотреть более тринадцати миллионов зрителей!
Как обычно бывало в таких случаях, в кинотеатре фильм увидел один из кремлёвских чиновников и узрел насмешку над торжественными встречами советских космонавтов, которые в 60-е годы проводился с большими почестями.
Режиссёру предложили этот эпизод с торжественным кортежем удалить. Он отказался. И фильм целиком был изъят из проката.
Сегодня такая история выглядит немного комичной, но даже в период оттепели цензура работала исправно. Особенно, когда сигналы поступали из Кремля.
Позже, узнав о причине запрета, курирующий космос легендарный генерал Николай Каманин попытался защитить комедию. Но вызволить её «с полки» не удалось и ему.
Тем не менее несколько фильмокопий, случайно сохранившихся не для кинотеатров, потом многие годы крутились в некоммерческом прокате в различных пансионатах, домах отдыха, турбазах и даже в воинских частях.
Сам Данелия увидел свой фильм в одной из воинских частей, куда приехал с творческим вечером. Это случилось в конце 70-х. И та киноплёнка, которую крутили в клубе, по его словам, была уже сильно заезженной.
В конце 80-х, когда были амнистированы все запрещённые советские фильмы, комедию «Тридцать три» тоже достали из архива. Но оказалось, что очень многие советские зрители смогли посмотреть её раньше.