Как Наталья Варлей усложнила свой трюк в летающем гробу и другие интересные факты о съёмках фильма «Вий»

26 ноября 1967 года в Москве состоялась премьера советского художественного фильма «Вий».

Идея снять первый советский фильм ужасов пришла к Ивану Пырьеву ещё в конце 40-х годов. В те годы лауреат шести Сталинских премий имел на своей даче персональный кинотеатр и большую коллекцию иностранных фильмов, которая после Победы пополнилась и трофейными киноплёнками.

Среди этих фильмов одним из любимых у режиссёра был американский ужастик «Дракула» снятый кинокомпанией «Universal Pictures» в 1931 году.

Иван Александрович любил показывать этот фильм своим гостям и наблюдать за их реакцией. Даже серьёзные мужчины, впервые просматривая фильм, не могли скрыть испуг. Ну а женщин вообще охватывал ужас. И режиссёр мечтал сам снять подобный фильм, который бы вызывал у зрителей похожие эмоции.

Но Пырьев понимал, что в Советском Союзе даже ему, очень авторитетному человеку в советском кинематографе, не позволят снять такую картину. Поэтому до конца 50-х годов он не предпринимал попыток. Но во время «оттепели» Пырьев вернулся к своей старой задумке.

В то время идеологических препятствий для этого уже не было. В стране был официально провозглашен курс на экранизацию классической литературы. По мнению министра культуры Фурцевой, это был кратчайший путь, чтобы донести произведения литературных классиков до широких народных масс.

А так как Николай Гоголь входил в список предпочтительных авторов, то и утвердить сценарий по одному из его литературных произведений было несложно.

Но в те годы у Пырьева была слишком большая административная нагрузка, чтобы самому снять подобный фильм. Он был директором «Мосфильма» и председатель художественного совета киностудии. К тому же он был создателем, руководителем и преподавателем Высших режиссёрских курсов. В стране не проходил ни один из значимых кинофестивалей без участия Ивана Пырьева.

Тогда же его выдвинули в депутаты Верховного Совета СССР, но Пырьев был вынужден отказаться. Он честно признался, что не сможет полноценно работать депутатом из-за нехватки времени.

Поэтому давнюю мечту о первом советском фильме ужасов он доверил двум своим ученикам режиссёрских курсов: Георгию Кропачёву и Константину Ершову. Но под своим строгим контролем. В конце каждого рабочего дня для молодых режиссёров было выделено время, когда они докладывали Пырьеву о проделанной работе.

*

*

Главной изюминкой картины должны были стать эпизоды в часовни во время ночного отпевания умершей панночки. Предстояло визуализировать те страшные сцены, описанные Гоголем в своей повести. Причем известно, что сам писатель несколько раз переписывал последнюю ночь Хомы Брута, стараясь сделать её как можно страшнее.

Было решено максимально реалистично снять эти сцены, стараясь обойтись без комбинированных съёмок. Поэтому гроб должен был летать в часовне на самом деле, без всякой мультипликации и подобных приёмов.

Для натурных съёмок выбрали три старинных церкви на Украине, а вот эпизоды внутри часовни снимали в специально оборудованном павильоне киностудии «Мосфильм».

*

*

Что касается нечистой силы, то Пырьев специально пригласил в съёмочную группу настоящего мастера по экранизации всякой сказочной нечисти — Александра Лукича Птушко. Но на совещании дал строгое указание: дескать, вы не для детей страшную сказку снимаете, а должны напугать взрослых и суровых мужиков!

Поэтому в разработке образов нечистой силы режиссёры и художники не стеснялись ничего. И даже кое-что подсмотрели в голливудских ужастиках.

*

*

Что касается самой панночки, то Пырьев очень хотел, чтобы её сыграла актриса Александра Завьялова. Но та честно призналась, что не сможет выполнить трюки в летающем гробу.

А вот Наталья Варлей без труда исполнила эти полёты и даже усложнила трюк, встав в летящем гробу на ноги. Первоначально панночка должна была в нём только сидеть с вытянутыми вперёд руками.

*

*

Ну а образ старой ведьмы блистательно исполнил замечательный советский актёр Николай Кутузов, ранее известный по роли игумена в фильме Тарковского «Андрей Рублёв».

В год премьеры художественный фильм «Вий» стал одним из лидеров советского проката, лицензию на который купили многие страны мира, включая США.

В Голливуде высоко оценили киноленту и даже направили руководству «Мосфильма» письмо, в котором поздравили с прекрасным фильмом и выразили своё восхищение.

Оцените статью
Как Наталья Варлей усложнила свой трюк в летающем гробу и другие интересные факты о съёмках фильма «Вий»
«Акваланги на дне» — как пионеры ловили шпиона