Историю о том, как режиссёр поначалу разочаровался в юной Людочке Гурченко и пригласил в свою картину совсем другую актрису, думаю, знают все. Потом был вызван более искусный оператор и Эльдар Александрович осознал – вот же она, его Леночка Крылова…
А как же был несказанно рад Рязанов, узнав, что кандидат на роль тов. Огурцова, заслуженный-перезаслуженный Игорь Ильинский, подумав, решил отказаться от этого «лестного» предложения.
Молодой режиссёр отчаянно побаивался великого артиста, думая что тот и слушать не будет какого-то там дебютанта. Но к счастью, всё оказалось совсем по-другому..
И вот, когда половина работы была выполнена, нетерпеливое начальство решило глянуть на отснятый материал. После просмотрового зала чиновники расположились в кабинете, где дружно оценили работу Рязанова, как…. абсолютно провальную.
К тому же оказалось, что режиссёр допустил перерасход денег. Но вместо того, чтобы по традиции передать фильм серьёзному мастеру, «вершители», порешили доверить Эльдару Александровичу доделать картину. С условием, что по завершению работы, она тут же перекочует на «полку».
Другой бы на месте «раздавленного» критикой парня просто отказался от своего фильма, но не упорный Рязанов. И в итоге его «Карнавальная ночь» легко заняла 1-е место в прокате…
Поначалу они, Рязанов и Брагинский, опубликовали свою повесть «Зигзаг удачи» в журнале «Наш современник». Но когда их заявку на будущую картину одобрили и начался выбор актёров, начальство тут же показало свой суровый нрав.
Более всего они сомневались в главном герое, на которое претендовал пухловатый Евгений Леонов. Вообще-то, вся история изначально сочинялась под Иннокентия Смоктуновского, которого чиновники, теоретически уже одобрили.
Но тот захворал. С большим трудом, набравшийся опыта Эльдар Александрович, всё же отстоял кандидатуру Евгения Павловича. Но главной проблемой этих зимних съёмок, нежданно, оказалось перманентное желание замёрзших актёров, спрятаться в подъезде, где быстренько согреться чем-то традиционным.
Однажды трио, состоящее из Евстигнеева, Буркова и …. Талызиной, снова укрылись на одном из этажей. И только актёры разлили содержимое бутылки, как по ступенькам стал подниматься Аркадий Райкин.
Узнав артистов, он приветливо поздоровался, а те лишь мечтали, чтобы мэтр поскорее ушёл, дабы снова вернуться на съёмки к разочарованному, в бессилии разводящего руки, Рязанову.
Как бы сегодня это не прозвучало странно, но фильм не особенно понравился как зрителям, так и ответственным критикам. Да и сам режиссёр никогда не любил о нём вспоминать, наряду с другой своей комедией «Девушка без адреса». А ведь достойные ЖЕ картины, даже на современный взгляд.
Понятно, что главной удачей Рязанова в народе считают чудесную двухсерийную мелодраму «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Столь длинное название обусловлено тем, что дружный тандем Эльдара Александровича и Эмиля Брагинского ещё в 1969 году сочинил пьесу «С лёгким паром», которая с успехом шла во множестве театров страны.
Понятно, что никакой телевизионной версии режиссёр не предполагал. Просто заслуженному комедиографу сам тов. Сизов отказал в финансировании, и лишь тогда тот решил «податься» на телевидение к тов. Лапину. Там всё согласовали и Рязанов смог приступить к работе.
После долгого подбора актёров на главные роли, Рязанов уже было остановился на паре Даль-Немоляева. Но Олег неожиданно отказался, и тогда возникла кандидатура Мягкова.
И вдруг, Эльдар Александрович, недавно посмотревший польскую картину «Анатомия любви», загорелся приглашением красавицы Барбары Брыльской. Правда, прошло уже три года, и внимательно взглянув на прибывшую 34-летнюю польку, режиссёр подумал, что снова ошибся…
Но главным фактором напряжения стала встреча Рязанова с властным тов. Сизовым, всерьёз пообещавшим, что в этот Новый год его телефильм зрители точно не увидят. А ведь «Ирония судьбы …» было смонтирована и озвучена уже к августу.
И всё время до нового 1976 года режиссёр пребывал в жуткой неопределённости, так как никто ему, в том числе и Лапин, ничего не гарантировал. Да и вообще, в творческой среде считалось, что автор таких ярких картин, как «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», ныне снял нечто невразумительное…
Однако наступило 1-е января 1976 года, и советские зрители впервые увидели на своих ч/б экранах это «новогоднее чудо».
По многочисленным просьбам, фильм повторно показали уже 7 февраля, что в те времена было большой редкостью. Правда, сколько драгоценного здоровья отняла борьба за своё кино у Эльдара Рязанова, реально не знает никто. Тем более…, сегодня…