Как пришла в кино балерина Наталия Богунова — жена Ганжи из «Большой перемены» — и что с ней стало после?

Милая, мягкая, лёгкая, как балерина, Наталия принадлежит к плеяде актрис, которых любят и помнят за умение тронуть душу, за способность запомниться с первой роли навсегда. Но судьба не была милостива к Светлане Афанасьевне из «Большой перемены».

Наталия Васильевна — уроженка послевоенного Ленинграда.

С детства мечтавшая стать балериной и приобрести изысканную грациозность, девочка с 9 лет начала готовиться к поступлению в хореографическое училище, а потому сполна познала, что такое изнуряющий физический труд и работа над собой.

Маленькая балерина, как и все ученицы училища, часто бывала задействована в Мариинке в качестве снежинки или бабочки в очередном представлении.

Там и заметил её кинорежиссер Игорь Таланкин, искавший маленькую актрису на роль Вали в фильме «Вступление» по мотивам рассказов В. Пановой «Валя» и «Володя».

Юную балерину приглашение на съёмки ничуть не обрадовало — она хотела заниматься только балетом. Но взрослые смогли её убедить, и Наташа потом совсем не пожалела об этом.

Конечно, после съёмок Наташе пришлось очень долго и упорно восстанавливать балетную форму.

А буквально через пару лет состоялась ещё одна кинороль девочки.

По приглашению режиссёра Михаила Калика она участвовала в съёмках картины «До свидания, мальчики» — с юными Женей Стебловым, Викой Федоровой и Мишей Кононовым, с которым спустя 10 лет встретится на съёмках «Большой перемены». Это был 1963 год, Наташе шёл 16-й.

Картина «До свидания, мальчики» снималась полгода в Евпатории. Наташа прибавила в весе, от которого не смогла быстро избавиться.

Девушке пришлось задуматься, чему посвятить свои дальнейшие усилия — балету или актёрскому ремеслу. И она предпочла последнее.

Экстерном окончив школу, девушка пошла в театральный. Несмотря на 17-летний возраст, это была уже состоявшаяся актриса, портрет которой к тому же под заголовком «Лучшие люди города» висел на Невском проспекте в Ленинграде.

Она поступила во ВГИК на курс Бориса Бабочкина.

«Бегущую по волнам» снимали в Болгарии, на Чёрном море.

Спутниками по съёмкам были Ролан Быков, который встретится Наталье в киноленте «Большая перемена», болгарин Савва Хашимов и никому не известная Маргарита Терехова, которая к тому же была соседкой по комнате. Наталия наслаждалась процессом, общением и полнотой жизни.

К сожалению, потом прокат картины ограничили, а вскоре и вовсе убрали на полку из-за эмигрировавшего за рубеж автора сценария Александра Галича.

Вернувшись со съёмок «Бегущей по волнам» Наташа полностью ушла в учёбу и студенческое творчество. Во ВГИКе ей всё было по душе: и учителя, и однокурсники…

На втором курсе 23-летняя актриса стала супругой студента режиссерского факультета ВГИКа 23-летнего Александра Стефановича. (Он потом снимет картины «Вид на жительство», «Дорогой мальчик», «Начни сначала».

Правда, ни в одной из них Наталье не найдётся места). Семейного союза хватило лишь на семь лет, и супруги расстались.

(Кстати после Натальи Богуновой Александр Стефанович был мужем Аллы Пугачевой. Но и здесь ни творческого, ни семейного союза не получилось.)

После ВГИКа Наталия Богунова в 1970 году также стала актрисой театра имени Моссовета, в котором прослужила 17 лет и которому была благодарна за встречу с замечательными актёрами и людьми, оставившими глубокий след в её памяти.

В частности, с восхищением она вспоминала Любовь Орлову.

Но театр показал ей и другие отношения между актёрами и к актёрам со стороны руководства, о которых она даже не догадывалась.

Так, на съёмки «Большой перемены» её отказывались отпускать, грозя увольнением, потому что она была задействована в массовке спектакля. Актриса не могла понять такого отношения.

Поначалу на роль Светланы Афанасьевны была приглашена Светлана Крючкова. Но бытует версия замены актрисы на эту роль, согласно которой Светлана якобы так вошла в образ, что во время ссоры с Ганжой по-настоящему укусила Збруева за палец.

Александру Викторовичу сложно было продолжать с ней работу. Тогда Светлане Крючковой предложили роль Нелли Леднёвой. А Светлану Афанасьевну пришлось долго искать.

И нашли. Теперь добрую и правильную учительницу русского языка вечерней школы помнит и любит несколько поколений телезрителей.

Актёрам легко и весело было сниматься в картине. Сперантова, Касаткина, Яншин и Леонов оказались для них ненавязчивыми учителями, коллегами и друзьями. Наталия называла этот период «золотым веком» своей жизни.

Фильм не только справился с ответственным идеологическим заданием партии — повысить образованность среди молодёжи, но и просто несколько десятилетий пользовался зрительской симпатией.

Роль Невесты в киносказке «Умные вещи» стала последней большой ролью Натальи в кино.

После трагического ухода матери (она в 2011 выпала из окна своей квартиры) актриса замкнулась в себе, отрешилась от внешнего мира, а потом и вовсе заболела шизофренией.

Она осталась совсем одна. А одной всегда тяжело переживать личную неустроенность и житейские сложности.

Пока несколько месяцев лежала в больнице, её квартирой завладели чужие люди. Судебные тяжбы не прибавили здоровья актрисе. Но она пыталась жить и строить планы.

Сдавая жилплощадь матери квартирантам, Наталия скопила денег на отдых за границей, после которого собиралась начать гастроли по России с собственной программой.

Именно там, на острове Крит, и настигла смерть 65-летнюю актрису 9 августа 2013 года. Она умерла от сердечного приступа. Гроб с телом актрисы доставили в Москву через Афины и Стамбул.

Проститься с ней пришли немногочисленные родственники и несколько коллег: актеры Борис Токарев, Валентина Курдюкова, а также Наталия Дрожжина с супругом Михаилом Цивиным.

Деньги на похороны выделили Союз кинематографистов России и Гильдия актеров кино.

Похоронили Наталию Васильевну в Москве на Ваганьковском кладбище.

А поклонники пишут ей до сих пор.

Оцените статью
Как пришла в кино балерина Наталия Богунова — жена Ганжи из «Большой перемены» — и что с ней стало после?
«Личное счастье». Пять серий, в которых снялись лучшие актеры СССР