Как прожила жизнь замечательная актриса и первая жена Олега Ефремова, Лилия Толмачёва, много лет преданно любившая его

Лилия Михайловна была замечательной талантливой актрисой, режиссёром, видным деятелем театрального искусства, удостоенной почётных званий и престижных наград. Она не много снималась в кино, её осознанным выбором стал театр – Толмачёва много лет была ведущей актрисой «Современника», стояла у его истоков, сыграв на этой сцене около 40 ролей и создав множество превосходных образов.

Родилась и выросла Лидия Толмачёва в Саратове, с детства отличалась врождённой артистичностью, занималась в кружке художественной самодеятельности, играла главные партии во всех школьных спектаклях. Получив аттестат, она отправилась в Москву, поступила в Школу-студию МХАТ, и уже на 3 курсе вышла замуж за сокурсника Олега Ефремова.

Он окончил обучение на год раньше Лилии, но во МХАТ начинающего актёра не взяли, ему предложили место в труппе Центрального детского театра, что показалось Олегу настоящей катастрофой. Они с Лилей жили у его родителей, в маленькой комнате большой коммунальной квартиры на Арбате – перегородили пространство шкафом, и у молодых появился свой угол, которому они были очень рады.

«Виделись только ночью, а днём у каждого из нас были свои дела. Не хочется говорить об этом подробно, но наше отношение к семье, к дому было абсолютно разным. Кажется, была очередная ссора, и я решила уехать, к тому же мама в Саратове тяжело заболела.

Я спросила Олега: «Ты меня любишь?» — «Ну!» — ответил Олег и добавил: «Я хочу быть с тобой». — «Ты меня любишь, как Ромео Джульетту?» — не унималась я. «Ну и дура ты, — сказал Олег, — и погибнешь оттого, что дура». Кстати, эту фразу он говорил чуть ли не при каждой нашей встрече до конца своей жизни…» — вспоминала актриса.

Они прожили 4 года, но в 1952 году решили развестись – Ефремов совсем мало бывал дома, где-то гулял с приятелями, выпивал, до молодой жены доходили слухи о его многочисленных романах. Лилия решила на время уехать к маме, надеясь, что за время её отсутствия любимый одумается, и приедет за ней.

Она три года служила в Саратовском ТЮЗе, но так и не дождалась Олега, а в 1955 году выиграла конкурс на роль Нины в спектакле «Маскарад» театра им. Моссовета и вернулась в Москву.

В 1956 году группа молодых актёров-выпускников Школы-студии МХАТ во главе с Олегом Ефремовым основали театр «Современник», понадобилась помощь Лилии, и она не раздумывая бросилась помогать бывшему, но всё ещё безумно любимому, мужу.

По общему согласию Ефремов стал художественным руководителем театра, Олег Табаков взял на себя организационную часть, остальные актёры – Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Владимир Кашпур, Лилия Толмачёва, Игорь Кваша, играли в спектаклях, и так как многие из них были причислены к другим труппам, репетировать приходилось ночами.

***

С самого начала существования театра Толмачёва играла ведущие женские партии, а в 1958 году дебютировала в кино, получив главную роль Нины в социальной драме «Жизнь прошла мимо». Картину посмотрели 28 миллионов советских зрителей, и Лилия стала известной на всю страну, у неё появилось множество поклонников, на киностудию «Мосфильм» на её имя стали приходить сотни писем.

Когда спустя годы актрису спрашивали, сколько у неё было поклонников, она всегда очень смущалась этих вопросов, хоть всегда была женщиной красивой и притягательной, и не имела недостатка в воздыхателях.

«Нет-нет, я никогда не была секси, — с испугом отмахивалась от этого определения Лилия Михайловна. — Но я всё-таки была ведущей артисткой «Современника», и поэтому один-два поклонника, которые, по мысли Станиславского, должна иметь любая актриса, у меня, думаю, были».

***

Ефремов в те годы жил фактическим браком с актрисой Ириной Мазурук, которая родила ему дочь Анастасию, но на всех гастролях безбожно флиртовал со своей бывшей женой, а Лилия с замиранием сердца надеялась, что былые чувства вернутся и они опять смогут быть вместе. Она продолжала сильно любить его и принимала за чистую монету мимолётные слабости, а когда на следующий день он забывал о ней и обращал свой взгляд на другую актрису, горько плакала – правильно он ей говорил: дура и есть, думала Лилия.

Лишь через 10 лет после развода она перестала ждать и надеяться и тогда в её жизни появился Виктор Фогельсон, молодой и перспективный писатель и редактор многих известных поэтических книг. Они поженились и прожили вместе 30 лет, до самого последнего дня Виктора Сергеевича – он рано ушёл из жизни, ему едва исполнилось 60. Благодаря мужу актриса познакомилась со многими интересными людьми, подружилась с Булатом Окуджавой, который был частым гостем в их доме.

Все друзья и знакомые этой семьи отмечали, с каким обожанием и нежностью относится Фогельсон к своей жене – он старался предупредить любое её желание, угодить, не доставить ни грамма беспокойства. Детей у них не было, и всю свою нерастраченную нежность и ласку они дарили друг другу, были великолепной парой, образцом подражания для многих. В 1994 году Лилия Михайловна похоронила мужа и вновь осталась одна, но больше свою личную жизнь устроить не пыталась.

С конца 70-х годов Толмачёва вплотную занялась режиссурой, хоть и актёрскую деятельность не оставила, продолжала играть ведущие роли в 15-20 спектаклях в месяц. Олег Ефремов к тому времени царствовал во МХАТе, оставив вместо себя в «Современнике» Галину Волчек. Лилия Михайловна привычно дружила с ним, с его жёнами и пассиями, любовалась на детей и внуков. Дурой он её называл теперь редко – с годами стал мягче и добрее, к тому же стали проявляться проблемы со здоровьем – последствия бурной молодости и алкогольной зависимости.

Актриса поддерживала тёплые отношения с первым мужем до последнего его дня, в начале нулевых принимала участие в двух документальных фильмах, посвящённых памяти великого актёра и режиссёра «Неизвестный Олег Ефремов» и «Мужское обаяние Олега Ефремова». Она никогда не жалела, что посвятила свою жизнь театру, а не кино, ведь она помогала любимому человеку создавать его детище, для неё в те годы было важно только то, что было нужно ему.

В последние годы жизни Толмачёва сблизилась с молодой коллегой Клавдией Коршуновой, с которой работала вместе в «Современнике» и относилась к девушке, как к дочери. Клавдия ухаживала за Лилией Михайловной после перенесённого ей инсульта, навещала в больнице, потом дома, приносила продукты, готовила, убирала квартиру.

Ей и оставила актриса всё своё наследство – никаких родственников у неё уже не оставалось. Отец Клавдии, народный артист РФ Александр Коршунов занимался организацией похорон – актриса ушла из жизни в августе 2013 года и упокоилась на Ваганьковском кладбище рядом с мужем, Виктором Фогельсоном. Ей был 81 год.

Источник

Оцените статью
Как прожила жизнь замечательная актриса и первая жена Олега Ефремова, Лилия Толмачёва, много лет преданно любившая его
Кого реально жалко в фильме «Зимняя вишня»?