Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. Между прочим, в один день с другим не менее великим человеком — Джорджом Харрисоном. Балабанов закончил школу №2 с углубленным изучением иностранных языков. Затем Горьковский педагогический институт (тоже иностранных языков) и далее два года служил офицером в армии. Вернувшись в родной Свердловск, Балабанов четыре года работал ассистентом режиссера на свердловской киностудии, ездил по области и именно тогда насмотрелся на многое из того, что позже перенес в свои фильмы. Например, ужасный эпизод с бутылкой из «Груза 200» основан на реальных событиях — это истории знакомой Балабанова, которая, к счастью, осталась в живых.
В конце 80-х Алексей Октябринович успешно окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве, где познакомился с Сергеем Сельяновым. Друзья сначала жили в одной комнате в общаге, а потом организовали кинокомпанию СТВ. Сельянов стал продюсером, а Балабанов начал снимать фильмы. Первыми были короткометражки, которые, однако, рассказывают нам больше иных длинных и тягучих картин (вроде Сталкера). Далее пошли уже полноценные фильмы — «Счастливые дни», «Замок», и наконец «Брат». После Брата Балабанов стал великим и уже мог снимать всё, что хочет.
К сожалению, Алексея Октябриновича надломила смерть Сергея Бодрова. Несмотря на разницу в возрасте (12 лет), Балабанов и Бодров были очень близки. Дружили семьями, вместе ездили отдыхать. По словам жены Балабанова Надежды Васильевой, Алексей Октябринович часто повторял, что «должен был быть вместе с ними». Балабанов хотел поехать вместе со съемочной группой «Связного», но Бодров категорически отказался от помощи — он хотел непременно все снять сам. До 20 сентября 2002, когда случилась трагедия в Кармадоне, Балабанов снимал кино, потому что очень его любил. А после — просто потому что больше было нечем заняться.
Где в Петербурге жил Балабанов?
Алексей Октябринович переехал в Питер в 1990 году, примерно в одно время с Вячеславом Бутусовым, с которым Балабанов также очень дружил. Они помогали друг другу не только в жизни, но и в кино. Например, в 1987-м Балабанов снял для Наутилуса клип «Взгляд с экрана», как часть короткометражки «Раньше было другое время». А в 96-м Слава отдал Балабанову свои песни для «Брата». Все это было бесплатно — никто никому денег не платил. «Брат» сняли за 100 тысяч долларов. Сможете назвать другую картину такого же высочайшего уровня с таким же смехотворным бюджетом?
У Балабанова в Питере было несколько адресов. И вот здесь мне нужна помощь знатоков. С одной стороны, у нас имеется «официальный» дом Балабанова на Васильевском острове.
Хотя бы потому, что на здании установлена мемориальная табличка.
Это доходный дом И.Р. Чиркина, построенный в 1858 — 1864 годах архитекторами Ильиным и Стокке. Двор открыт. Он необычно светлый для Питера, не похожий на ординарный двор-колодец.
Внутри я не был, но в интернете имеются фотографии интерьеров.
Я долго стоял во дворе, и не мог прогнать безумную фантазию, что вот сейчас откроется дверь и отсюда выйдет Алексей Октябринович.
А это другое здание — доходный дом А.А. Смирнова (1910 — 1912). Точный адрес: 12-я линия Васильевского острова, 29/53.
Обратите внимание: напротив здания проложена трамвайная линия. Трамвай — незаметный «актер» почти всех фильмов Балабанова.
Вот он в Брате.
А вот в Жмурках.
Правильно ли я понимаю, что в доходном доме Смирнова у Алексея Октябриновича была еще одна квартира?
В интернете пишут, что великий режиссер мог часами сидеть у печки и смотреть на огонь. И здесь же сняли несколько сцен из «Кочегара». В частности, квартиру Саши и квартиру бандита Михаила.
К сожалению, в конце жизни Алексей Балабанов много болел и часто говорил о своей скорой смерти. Великий режиссер даже пригласил Эмира Кустрицу стать соавтором фильма о молдости Сталина, со словами: «я не очень здоров, и если я не успею доснять кино, то он (Эмир) закончит». В другом интервью Балабанов сказал, что врачи давали ему совсем немного времени, но режиссеру помогло сибирское здоровье. В последнем фильме «Я тоже хочу» Алексей Октябринович сыграл свою смерть и эта роль, увы, оказалась пророческой. Балабанов был очень сильным человеком и жил так, как хотел.
В тот роковой день (18 мая 2013 года) Алексей Октябринович находился в санатории «Дюны» в Сестрорецке, где работал над сценарием фильма «Мой брат умер», а его жена Надежда Васильева — в Петербурге, на пробах. Надежда Александровна — художник по костюмам. Балабанов позвонил жене и сказал, что не очень хорошо себя чувствует и поэтому поспит. Надежда Александровна с подругой решили поехать к Алексею, но по дороге попали в сильную пробку. К сожалению, они не успели. Алексея Октябриновича не стало — остановилось сердце. 21 мая последнего великого русского режиссера похоронили на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Буквально в паре минутах ходьбы отсюда — лютеранское кладбище, то самое, где Балабанов в «Брате» снимал эпизоды в беседке. Памятник на могиле Балабанова установили в июле 2022 года.
Алексей Октябринович был очень скромным человеком. Предчувствуя скорую смерть, он сам выбрал место на кладбище и не желал никаких «надгробных мавзолеев». В заголовке я пишу про скромный памятник — грантиный крест. Так хотел сам Балабанов, и мы должны уважать его волю. Скромный в данном случае — очень хорошо и уместно.
Любопытно, что совсем рядом с могилой Балабанова стоит старый готический склеп, немножко смахивающий на беседку из «Брата» (я расскажу о ней в другой публикации).
Впервые в жизни на могиле совершенно постороннего мне человека у меня из глаз закапали слезы. Но этот великий кинорежиссер значил для меня намного больше подавляющего большинства знакомых и принес в мою жизнь несравненно больше любви и добра, чем многие люди, кого я знал лично. Несколько минут я сидел на могиле удивительного человека, гениального Творца, понимая, что возможно больше никогда сюда не вернусь. Мимо проходила пара мужичков, один из которых сказал надгробию: «Октябриныч, пока!» Балабанов был действительно народным режиссером. Такого в истории нашего кино еще никогда не было, а уж в том, что больше не будет — я уверен на сто процентов.
Напротив — могилы близких родственников Балабанова. Это его отец Октябрин Сергеевич (1930 — 2008). Балабанов-старший был не только киносценаристом, но и главным редактором научно-популярных фильмов Свердловской киностудии. Алексей часто бывал у отца на работе, и конечно же с детства жил и дышал кино.
А это могила тестя Балабанова Александра Сергеевича Васильева (1926 — 2010).
Оба сына Алексея Балабанова работают в кино. Федор — первый ассистент режиссера, а Петр — художник-постановщик. Пожелаем им творческих успехов! Спасибо, Алексей Октябринович, что вы были с нами и создали для нас столько прекрасных кинокартин.