Главную роль должна была играть Александра Яковлева.
Александра Яковлева сбежала со съемок этого фильма, режиссер тоже отказался создавать картину, а шлягеры Юрия Антонова попали в нее случайно. Вот 8 фактов о комедии «Берегите женщин», которые изменят ваше мнение о ней.
- Первый сценарий фильма «Берегите женщин» — вовсе не то, что мы увидели на экране
- Киношники были в недоумении даже от переделанного сценария
- «Берегите женщин» мог быть водевилем. Почему идею не поняли на Одесской киностудии
- На роль капитана Любы искали высокую блондинку. И сначала это была не Шаманская
- Юрию Антонову закрыли дорогу на экраны. Как получилось, что он работал над фильмом
- Режиссер бросил съемки, а потом сбежала и главная актриса
- Кто придумал культовый эпизод про макароны
- Судьба баркаса «Циклон» могла бы стать отдельным фильмом
Первый сценарий фильма «Берегите женщин» — вовсе не то, что мы увидели на экране
История сценария началась с командировки журналиста Анатолия Козака на металлургический завод в 1978 году — ему поручили снять сюжет о производстве. Увидев женщин-формовщиц в раскаленном литейном цехе, он был настолько потрясен, что решил написать сценарий для целого художественного фильма.
Но у Козака в итоге получилась унылая производственная драма о девушках-металлургах и влюбленном комсомольском вожаке, который борется за улучшение их условий труда. Автор сценария даже не предполагал, с чем столкнется на пути к мечте о фильме.
Киношники были в недоумении даже от переделанного сценария
«Мосфильм» вежливо отказал: квота на фильмы о рабочем классе была выполнена на годы вперед. А на Центральном телевидении идеей заинтересовались — фильмов о трудовой молодежи как раз не хватало. Было лишь одно «но».
Телевизионное начальство не устраивало место, где разворачиваются события фильма. Тогда Анатолий Козак перенес сюжет с завода на пароход, который заходит в порты разных стран.
Когда сценарий попал на стол к одному из руководителей творческого объединения «Экран», тот был в недоумении. Сюжет был совершенно непонятным, не хватало диалогов, а «женская линия» вообще отсутствовала.
Доработки нужны были сценарию как воздух.
«Берегите женщин» мог быть водевилем. Почему идею не поняли на Одесской киностудии
За дело взялся Виктор Макаров, режиссер ленинградского телевидения. Прежде он никогда не снимал художественное кино, но от новой задачи не отказался. У Макарова было то чувство юмора, которого так не хватало сценарию.
От редакции Козака осталось только место действия — пароход. Новый сценарист изменил его название — с «Букета» на «Циклон». А еще Макаров рискнул и добавил в сценарий музыкальные номера, превратив его в водевиль. Результат одобрили, а телевизионщика назначили режиссером картины и отправили на съемки на Одесскую киностудию. Но там Макарова ждал неприятный сюрприз.
Руководство киностудии встретило ленинградца без энтузиазма. Там сценарий с переодеванием в костюмы разных эпох показался нелепым. Кстати, к такому не были готовы даже утвержденные Макаровым актеры. Режиссер задумал снять не просто фильм, а настоящий водевиль с элементами оперетты.
Представьте: героини внезапно появляются в древнегреческих хламидах, а мужчины щеголяют в плащах мушкетеров. Согласитесь, для 1981 года это было слишком смело.
А еще Одесская киностудия потребовала изменить сценарий и музыку, которая была словно из 50-х. Но амбициозный режиссер не собирался отказываться от своей творческой задумки. Проблема была и в том, что он вообще не знал тонкости кинопроизводства, поскольку работал только на телевидении.
Одесские киночиновники поняли: надо найти своего человека, который спасет картину. Им стал Александр Полынников — оператор-постановщик этого же фильма. Он вновь почти полностью переделал сценарий.
На роль капитана Любы искали высокую блондинку. И сначала это была не Шаманская
А дальше ему предстояло поехать в Москву, чтобы подобрать новых актеров — но таких, которых на Одесской киностудии утвердят без проб. На этот этап времени уже не осталось.
Молодой Игорь Скляр получил роль одним из первых. Затем утвердили и Андрея Градова, который год назад снялся в «Место встречи изменить нельзя» — на этой же киностудии.
В качестве главной героини — капитана баркаса Любы — Полынников выбрал начинающую актрису Елену Кокалевскую. Однако худсовет забраковал ее кандидатуру. На эту роль нужна была высокая блондинка в этой роли. А Кокалевская сыграла матроса Галю.
Киночиновники настоятельно рекомендовали, чтобы Любу сыграла Александра Яковлева. К тому времени она уже была всесоюзной звездой, снявшись в фильме-катастрофе «Экипаж». Ее и утвердили.
Светлана Пенкина тоже хотела играть капитана баркаса, но стала боцманом Олей. Правда, в фильме ее было очень тяжело узнать: чтобы не отступать от сценария, ей пришлось пойти на разные эксперименты со внешностью и предстать на экране не такой эффектной красавицей, какой она была в роли Кати в картине «Хождение по мукам».
Юрий Захаренков получил роль Вадима, а Галина Веневитинова пришла в картину из театра — опыта в кино у нее не было. Виктор Макаров был категорически не согласен с новым составом актеров. Дальше возникла новая проблема.
Юрию Антонову закрыли дорогу на экраны. Как получилось, что он работал над фильмом
Второй режиссер Полынников настаивал, что фильму нужна яркая и, главное, современная музыка. Макарова задевало то, что выбранное им музыкальное оформление не понравилось коллеге.
По совету Юнгвальда-Хилькевича в фильм пригласили Юрия Антонова, который в то время был очень популярным музыкантом в СССР. Гнущиеся синие мини-пластинки с его композициями были бесценны. Союз композиторов завидовал такому успеху и высоким гонорарам Антонова. В музредакции Центрального телевидения его имя оказалось под запретом, но Полынников не догадывался об этом.
Антонов предложил песни со своей пластинки, которую не удалось записать из-за негласного запрета. Полынников взял с нее пять песен, а композитор специально для фильма написал еще несколько: «Берегите женщин», «Море-море». Всем композициям из фильма было суждено стать шлягерами на долгие десятилетия.
Режиссер бросил съемки, а потом сбежала и главная актриса
Виктор Макаров оказался единственным, кому не понравилась музыка Антонова. И этот конфликт стал решающим: спустя всего пару недель после начала съемок первый режиссер навсегда покинул площадку. Вскоре фильм остался и без главной актрисы.
Александра Яковлева, назначенная на роль Любы, в прямом смысле сбежала со съемок фильма «Берегите женщин». Еще на этапе утверждения ее предупредили, что работать в картине придется без перерывов. Молодая актриса провела на площадке три дня и… улетела домой. А перед этим поделилась с коллегами своим мнением о сценарии, назвав его никаким.
Где снова найти актрису на главную роль, режиссер не знал. И тогда Альгис Арлаускас, игравший инженера Сергея, предложил попробовать на роль его жену актрису Марину Шиманскую.
Казалось, она будто рождена для этой роли — высокая, со светлыми волосами — то, что было нужно худсовету. В нее были тайно влюблены все актеры, снимавшиеся в фильме.
Кто придумал культовый эпизод про макароны
Режиссер Александр Полынников понимал, что все герои картины — одинаковые, в них нет никакой изюминки. Поэтому он разрешил актерам доработать своих персонажей. И расчет оказался верным: Игорь Скляр придумал для своего Костика заикание и привычку все время поправлять очки. А ту самую историю про макароны придумал сам Полынников.
И если на экране Андрей Градов совершенно не умел готовить макароны, то в обычной жизни, как и любой советский человек, конечно, знал, какие блюда из них можно сделать. Совершенно иначе у него обстояли дела с гитарой.
А ведь в фильме Женя Масловский играет на этом музыкальном инструменте. Актеру пришлось разучить основные аккорды буквально за пару часов до съемок. До того момента он даже не умел правильно держать гитару.
Судьба баркаса «Циклон» могла бы стать отдельным фильмом
История этого судна заслуживает отдельного внимания. Представьте: 1944 год, Нью-Йорк, на верфи строят небольшой военный буксир ST490. Кто бы мог подумать, что этому скромному судну суждено стать звездой советского кино?
После войны «Циклон» отправился в СССР по ленд-лизу, и тут начинается самое интересное. В то время как его «братья» либо тонули при переходе через океан, либо путешествовали на палубах других кораблей, наш герой проявил настоящий характер. До Гибралтара его вел на буксире «Генерал Черняховский», а дальше маленький буксир пошел своим ходом.
За свою жизнь «Циклон» успел спасти порт от пожара, вытащив горящий танкер в море, на его борту даже принимали роды. А когда пришло время сниматься в фильме «Берегите женщин», оказалось, что судно выглядит слишком молодо для своей роли. Художнику-постановщику Владимиру Шинкевичу пришлось специально «состаривать» баркас для съемок.
«Циклон» оказался настоящим долгожителем — он единственный из всей серии прослужил до 1988 года, став последним действующим американским судном ленд-лиза в СССР. Удивительно, но именно этот «пенсионер» помог создать один из самых солнечных фильмов советского кино.