Спустя год после фантастического триумфа «Карнавальной ночи» Эльдар Александрович Рязанов взялся за съемки своего нового фильма. Сценарий «Девушки без адреса» режиссеру не понравился, но делать было нечего — решения принимал не Рязанов, а «властелин» советского кино Иван Пырьев. Эльдар Александрович понимал, что от него ждут повторения успеха, но считал, что с таким сценарием каши не сваришь. Для того, чтобы повысить невысокие шансы «Девушки», режиссер решил задействовать тех же самых актеров — Людмилу Гурченко (Катя Иванова), Юрия Белова (Паша Гусаров) и Игоря Ильинского (дедушка).
Но Пырьев категорически запретил. Дескать, во-первых, в СССР много других отличных актеров, а во-вторых, «Гурченко отказалась сотрудничать с КГБ и снимать ее не будут». Вместо Белова выбрали Николая Рыбникова — звезду советского кино. И конечно не прогадали. А вот сам Николай Николаевич был не в восторге — справедливо опасался, что к нему приклеится образ «простого парня с соседней улицы». И, к сожалению, как в воду глядел.
На роль Кати Ивановой утвердили Зою Виноградову. Она играла в Ленинградском театре музыкальной комедии. К сожалению, театральное руководство не разрешило одновременно играть в кино и участвовать в спектаклях. Единственное, что осталось от Виноградовой в «Девушке без адреса» — песни, которые она успела записать. Таким образом, Светлана Карпинская поет не сама. Как, кстати говоря, и Юрий Белов. Песню «Кукла бессердечная» исполняет Михаил Новохижин.
Откуда вообще взялась Карпинская? В то время Светлана Алексеевна училась на филологическом факультете ЛГУ. Тем не менее, она активно участвовала в самодеятельности и даже снялась в фильме «Поддубенские частушки». Скорее всего, там Светлану и заметили — или сам Эльдар Рязанов, или его ассистент. Впрочем, есть легенда, что Карпинскую увидел в метро автор сценария Леонид Ленч. Тем не менее, Рязанов был не очень доволен выбором, но Карпинскую утвердил худсовет, и пришлось подчиниться. После съемок режиссер и актриса недолюбливали друг друга и не общались. Эльдар Рязанов не мог простить, что его заставили снимать Карпинскую и вообще не любил вспоминать «Девушку без адреса». А Светлана Алексеевна обижалась, что Рязанов не приглашал ее в новые фильмы.
Тем не менее, дебютантка без актерского образования отлично справилась с ролью. Любопытно, что Карпинскую специально не гримировали, чтобы выглядела естественнее. Актриса переживала, что будет выглядеть в кадре некрасивой. А еще на Светлану надевали неподходящую одежду и не давали распускать волосы. Кроме того, для съемок Карпинской пришлось изрядно похудеть. Помните эпизод, когда Катя сидит на лавочке на улице? Сцену снимали в декабре, а актрису поливали холодной водой из шланга. Светлана стеснялась сказать, что она очень замерзла, и позже две недели болела.
Тогда Карпинская еще не знала, что фильм станет одним из лидеров советского кинопроката 1958 года, а сама Светлана больше не сможет спокойно пройти по улице — ее станут узнавать буквально все подряд. Вскоре после съемок Светлана Алексеевна ушла с филфака и поступила в ЛГИТМиК. Но звездой кино, к сожалению, так и не стала.
Для Зои Федоровой «Девушка без адреса» стал первым фильмом после возвращения из лагерей, в которых актриса провела 9 лет (с 1946 по 1955 год).
Светлана Тарасова, сыгравшая Олю, мелькнула еще только в одном крупном фильме. Помните соревнование в «Екатерине Ворониной»?
К сожалению, в 1981 году Светлана умерла в возрасте 44 лет.
Любопытный факт. В «Девушке без адреса» великий Эраст Гарин еще со своими зубами,
А в «Джентльменах удачи» уже нет.
Кстати говоря, после просмотра фильма возник вопрос. Сначала дедушка заявил Кате, что с огромным трудом достал для нее прописку в Москве. Видимо, задействовал дружескую связь с управдомом. Потом Катя ушла. А дальше Паша с Митей ходили по квартирам искали Екатерину Иванову. Неужели они думали, что Катя в рекордно короткий срок сумела не только найти новую квартиру (даже не комнату в общаге), да еще и прописаться там! С учетом того, как это было трудно сделать. Также осталось непонятным, почему поезд из Сочи приехал на Белорусский вокзал, а вышли герои уже на площадь трех вокзалов.
По-моему, зря Эльдар Александрович Рязанов не любил вспоминать этот фильм. Отличное кино получилось!