В 1926 году Михаил Булгаков приступил к написанию пьесы «Бег» о непростой и трагической судьбе интеллигенции и офицеров белой гвардии, которые в годы Гражданской войны вынуждены были покинуть родную страну.
В основе этого произведения – рассказы супруги писателя, которая в то непростое время вместе с первым мужем уехала из России, а также мемуары белогвардейского генерала Якова Слащева.
Писатель договорился, что его новую пьесу поставят на сцене МХАТа, где уже шел с большим успехом спектакль по его пьесе «Дни Турбиных».
Выпустить «Бег» планировали в 1928 году, однако постановку запретил лично Иосиф Сталин, потому что в произведении он увидел попытку вызвать жалость к эмигрантам, настроенным против Советов.
Поставили «Бег» в 1957 году уже после смерти Сталина на сцене Драмтеатра Сталинграда, пройдет еще несколько лет, и пьесу впервые опубликуют официально.
Фильм «Бег» — это первая экранизация произведения Михаила Булгакова. За работу взялись опытные и смелые режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Сценарий они создали на основе пьес «Бег» и «Белая гвардия», а также либретто оперы «Черное море».
Консультантом фильма стала вдова Михаила Афанасьевича Елена Булгакова, которая, по словам режиссера, стала связующим звеном между ними и самим писателем. Удивительно, но сценарий утвердили, после чего Алов и Наумов собрали экспедицию, и отправились снимать. Смысл быть в том, что скорее потратить большую часть бюджета, так как в этом случае проект будет сложнее закрыть.
В фильме «Бег» свою первую роль сыграл актер Владислав Дворжецкий. Он пробовался на роли Голубкова и контрразведчика Тихого, после чего вернулся к себе в Омск и несколько недель ждал ответа.
Алов и Наумов все это время думали, что делать с актером, который слабо показал себя на пробах. Режиссеры поняли, что Дворжецкий лучше бы смотрелся в роли генерала Хлудова, которую уже играл Глеб Стриженов.
Дворжецкого вызвали на съемки и попросили его сыграть сложную сцену мистического сна Хлудова. Роль отдали ему, что сильно расстроило Стриженова: столичного актера заменили на неизвестного провинциала.
У Романа Хлудова был прототип – генерал-лейтенант Яков Слащев, который воевал с красными в Крыму, а потом уехал в Константинополь. Его походная жена Нина Нечволодова стала в фильме Люсей Корсаковой.
Генерал Чарнтона – это генерал-лейтенант Сергей Улагай, который после штурма Перекопа был эвакуирован в Турцию, потом уехал во Францию, где основал цирковую труппу наездников.
Епископ Африкан – это митрополит Вениамин – глава церкви белогвардейской Русской армии. Главнокомандующий в произведении – это барон Петр Врагнель, один из лидеров Белого движения.
В роли Константинополя выступил болгарский Пловдиве, часть сцен сняли на «Мосфильме», общие планы – в Стамбуле, где снимать пришлось на ручную камеру, так как официального разрешения на съемки получить не удалось.
Эпизоды в монастыре отсняли в Звенигороде, форсирование красными Сиваша – возле Севастополя, видения главного героя – на карьере в Люберцах, уличные сцены визита Чарноты и Голубкова – в Париже.
Многие сцены приходилось снимать на «Мосфильме» ночью, так как Михаил Ульянов и Евгений Евстигнеев днем были заняты в театре. Снимать вместе их было сложно – Евстигнеев в первом дубле играть отлично, а потом постепенно его персонаж тускнел, а Ульянов наоборот – раскачивался от дубля к дублю.
Режиссеры поступили так: пока один пил чай и набирался сил, они репетировали сцену со вторым, потом отдохнувший Евстигнеев играл в сцене с разогретым Ульяновым. Снимали при таком подходе с первого дубля.
Самый сложный эпизод фильма – тараканьи бега, потому что бегать насекомых заставить было невозможно. Режиссеры даже думали сделать механических тараканов, но на это бы ушли деньги и время.
Потом придумали: с одной стороны ставили яркий свет, с другой – досочку с отверстиями, куда неслись насекомые, чтобы скрыться от света. Бежали по дорожкам, цель была достигнута.
После премьеры фильм «Бег» запретили в прокате. И тогда народный артист СССР Михаил Ульянов вместе с Наумовым и Аловым во время общения с членами Политбюро пожаловались на то, что столько денег выбросили зря. На следующий день в городах стали снова расклеивать афиши.
Через год фильм отправили на Каннский фестиваль, но призов картина не взяла.