Как снимали фильм «Белый Бим Черное ухо»: кадры со съемок и 12 интересных фактов о фильме

Эх, сколько же зрительских слез было пролито после просмотра фильма «Белый Бим Черное ухо» (1977). Даже пересматривая культовую ленту Станислава Ростоцкого по пятому разу трудно сдержать свои эмоции.

И сегодня я хотел бы рассказать вам, как снимали фильм «Белый Бим Черное ухо», а также показать вам интересные факты со съемок этой замечательной ленты о собаке и людях, которые ее окружали.

1. Картина «Белый Бим черное ухо» создавалась не с нуля. В ее основе лежит повесть Гавриила Троепольского, которую тот написал еще в 1971 году. Изначально данная повесть публиковалась в журнале «Наш современник» по частям, а в 1972 году она уже вышла в виде отдельного полноценного произведения.

Троепольский специально выбрал породу сеттер, так как таким образом он хотел почтить память своей любимой собаки.

Данная повесть очень сильно заинтересовала заслуженного режиссера Станислава Ростоцкого, и он решился взяться за экранизацию. Для многих было странно, что такой прославленный режиссер как Ростоцкий, который в свое время снял «А зори здесь тихие»«Дело было в Пенькове» и «Доживем до понедельника», взялся за экранизацию повести о собаке.

Сам же Ростоцкий говорил, что взялся за экранизацию повести не потому что она про собаку, а потому что она ярко показывает то, что делает человека человеком. И действительно, фильм получился не столько о собаке, сколько о людях, которые окружали четвероногого питомца.

2. Изначально, еще до того как за картину взялся Ростоцкий, Троепольский заключил договор о съемках фильма на студии «Экран». Но когда за экранизацию решил взяться Станислав Ростоцкий, Троепольский разорвал договор с «Экраном», чтобы пойти на встречу Ростоцкуому, дабы тот снял фильм на студии имени Горького.

Из-за этого возникли некоторые проблемы. После разрыва договора в дело вмешался сам министр культуры Петр Демичев. По его наставлению ленту убрали из съемочного плана студии. Данный поступок объяснялся тем, что фильм слишком мелкий для столь именитого режиссера.

Тогда Станислав Ростоцкий отправился к председателю Госкино Филиппу Ярмашу, дабы отстоять фильм. Ярмаш никак не хотел решать этот вопрос, а лишь ехидно говорил режиссеру, чтобы он перестал думать об этой собаке. Но Ростоцкий был непреклонен. Он просто не отставал от председателя Госкино, причем даже не отдыхе. И в итоге под напором режиссера Ярмаш сдался и дал добро на съемки «Белого Бима».

3. Станислав Ростоцкий подтянул к съемочному процессу людей, с которыми он уже ранее работал над другими своими картинами. Единственным новичком в команде режиссера стал композитор Андрей Петров. Для многих этот выбор стал странным, ведь до этого Ростоцкий всегда работал с Кириллом Молчановым.

Музыка в фильме вышла действительно потрясающей и эмоциональной. Более того, Андрей Петров даже написал целую песню для финальных титров. Но председатель Госкино отказал режиссеру в том, чтобы данная песня звучала в кадре. Он объяснял это тем, что фильм и так излишне эмоциональный и слезливый, а данная песня заставить пролить зрителей еще больше слёз.

4. В роли Ивана Ивановича (хозяина Бима) Ростоцкий видел исключительно Вячеслава Тихонова. Вячеслав Васильевич был для Ростоцкого не просто актером, а настоящим талисманом и другом. И когда он предложил ему сыграть эту роль, тот безо всяких раздумий согласился.

Правда, в связи с этим также возникла некоторая проблема. Дело в том, что на тот момент Тихонов снимался в фильме «17 мгновений весны», поэтому он не мог приступить сразу к съемкам другого фильма. Но так как Ростоцкий никого не хотел видеть в роли Ивана Ивановича кроме Вячеслава Тихонова, то он принял решение ждать, пока тот не освободится.

Но, безусловно, это того стоило. Тихонов просто превосходно отыграл свою роль. Достаточно вспомнить финальную сцену с мертвым Бимом. Все же прекрасно помнят, что мертвую собаку в кадре не показывали, но актер настолько мощно показал всю драму своим взглядом, что зрители просто не могли сдерживать своих слез.

5. Но если с исполнителем роли Ивана Ивановича проблем не было (не считая ожидания), то с поиском другого главного актера возникли некоторые сложности. Да, речь идет именно о собаке.

Главная проблема заключалась в том, что в повести собака описывалась как шотландский сеттер с браком, то есть с черным ухом и лапой (тогда как по идее собака должна была быть полностью черной).

Данный факт очень затруднял поиски, поэтому кинолог предложил взять не шотландского, а английского сеттера. В итоге для фильма подобрали двух собак — Стива и Денди. Но в основном снимали сеттера по кличке Стив, которого члены съемочной группы ласково называли Стёпкой.

Правда, Стив не совсем подходил под описание, так как уши у него (как и он сам) были былыми. Поэтому гримеры натирали одно ухо собаки копировальной бумагой перед началом съемок.

Сам режиссер очень тепло отзывался о Стиве, и даже говорил о том, что собака была настолько умной, что даже возникало ощущение, будто бы четвероногий герой читал сценарий.

6. Хозяин Стива практически не появлялся на съемочной площадке, что отражалось на внешнем виде собаки. Многие заметили, что собака действительно скучает по хозяину и ждет его. Поэтому режиссер решил как можно скорее снять финальные сцены, чтобы поймать тот самый грустный взгляд собаки.

7. Для того, чтобы пара Тихонова и Стива смотрелась более органично в кадре, Вячеславу Васильевичу пришлось налаживать контакт с собакой. Долгое время он общался со Стивом и они даже вместе ходили на охоту. И в итоге Тихонов и Стив действительно подружились.

И благодаря этому сцена, когда Иван Иванович корчится от боли в постели, получилась действительно натуральной, ведь на тот момент собака не играла, а действительно переживала за актера.

Кстати, перед съемкой этой сцены Тихонова и Стива специально разлучили на несколько дней, дабы собака соскучилась по актеру, к которому она за это время успела прикипеть.

8. Несмотря на то, что работать со Стивом было довольно легко, некоторые проблемы во время съемок все таки возникали. Так, например, отечественная пленка «Свема» требовала много света, что очень сильно раздражало собаку. Тогда режиссер добился того, чтобы для съемки фильма была выделена импортная пленка «Kodak», которая не требовала сильного освещения.

9. Валентина Владимирова, сыгравшая роль злобной соседки, признавалась, что после выхода фильма она получила тонну негатива в свой адрес. Зрители буквально завалили актрису письмами с вопросом, почему она так ненавидит собак, а соседи и вовсе перестали с ней здороваться.

В итоге Вдадимирова решила, что больше никогда не будет играть отрицательных персонажей, и даже завела собаку, чтобы доказать всем, что она любит четвероногих друзей. Кстати, свою собаку она также назвала Бимом.

Вообще, меня всегда поражало, как зрители серьезно относятся к ролям, что уже не могут различать актера и сыгранного им персонажа. Как вообще можно сравнивать актера и персонажа ,которого он играет по сценарию? И ведь это не единичный случай.

Но одно можно сказать точно. Раз актрису возненавидели, значит она действительно превосходно сыграла свою роль и максимально точно попала в образ.

10. Вся съемочная группа настолько сильно прикипела к Стиву, что режиссер уже просто не мог использовать эту собаку везде. Так, например во время съемок душераздирающей сцены, когда лапа Бима застряла между рельсами, в кадре была уже другая собака по кличке Денди. Так Ростоцкий хотел уберечь Стива от съемок наиболее опасных сцен.

Но это вовсе не значило, что режиссер готов был пожертвовать собакой-дублером. Он позаботился о максимальной безопасности Денди, поэтому во время съемок данной сцены рядом находился подготовленный персонал, а также дежурила Скорая помощь и ветеринарная сужба.

11. Съемки фильма проводились в Калуге. Данный город был выбран неслучайно. Однажды Ростоцкий вместе с Тихоновым приехали в Калугу порыбачить, и режиссеру настолько понравились виды города, что он решил снимать свой фильм именно здесь.

12. В 1977 году фильм «Белый Бим Черное ухо» вышел на экраны. К удивлению чиновников и самого режиссера фильм имел просто грандиозных успех. За первый год проката фильм посмотрело более 23 миллионов человек. Конечно, этот показатель не сравнится с другими работами Ростоцкого, но для фильма о собаке это просто отличный результат.

Зато по версии журнала «Советский экран» лента «Белый Бим Черное ухо» стал лучшим фильмом 1977 года. А для советского зрителя это можно считать неким аналогом премии «Оскар».

Кстати, фильм «Белый Бим Черное ухо» был даже номинирован на премию Оскар в 1978 году. Более того, Ростоцкого даже пригласили на церемонию. Но чиновники из Госкино сказали режиссеру, что ехать туда не стоит, и попросили его отписаться американцам о том, что он заболел.

К сожалению. судьба пса Стива, который и сыграл Бима, сложилась весьма трагично. Несмотря на то, что он очень полюбил Вячеслава Тихонова и других членов съемочной группы, он все ее был привязан к своему хозяину и очень сильно по нему скучал, несмотря на то, что не видел его 1,5 года.

Да и после съемок хозяин не торопился забирать его домой, так как Стив уже не вписывался в его новые жилищные условия. В итоге хозяин отдал своего питомца на передержку. Помощник режиссера пообещал хозяину купить у него собаку, когда он вернется со съемок. Но когда он приехал за Стивом, оказалось, что тот умер прямо в приюте от разрыва сердца.

Узнав об этом Вячеслав Тихонов очень переживал и даже винил себя в том, что сам лично не забрал собаку к себе. Да, он просил хозяина отдать Стива ему, но тогда хозяин был против.

Позже Вячеслав Тихонов завел себе собаку (правда, не сеттера, а дворнягу) и назвал ее, конечно же, Бимом. Но по признанию актера он постоянно вспоминал о Стиве и все также корил себя за то, что не настоял на том, чтобы забрать собаку себе.

Оцените статью
Как снимали фильм «Белый Бим Черное ухо»: кадры со съемок и 12 интересных фактов о фильме
Весёлый анекдот про даму и бармена, плюс еще немного отличного юмора