Фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966), рассказывающий о страховом агенте ,который угонял автомобили, а вырученные с их продажи деньги отдавал в детские дома, стал настоящим хитом, несмотря на то, что занял лишь 10-е место в кинопрокате в 19 каком-то году. Трудно найти человека старше 40-лет, который ни разу не смотрел эту замечательную ленту.
И сегодня я хотел бы рассказать, как снимали фильм «Берегись автомобиля», а именно поведать вам интересные факты об этой культовой ленте. Уверен, вам будет интересно.
1. Наверняка вы знаете, что сценарии ко многим своим фильмам Эльдар Рязанов писал вместе с Эмилем Брагинским, но именно лента «Берегись автомобиля» стала их первой совместной работой.
Идею для сценария взяли из городских легенд про местного «Робина гуда», который угонял автомобили у людей, которые заработали на них нечестным путем, а вырученные с их продажи деньги отправлял в детские дома. Изначально, все это преподносилась как реальная история, и лишь позже режиссер узнал, что это просто легенда.
Тем не менее, эта идея очень понравилась Рязанову и Брагинскому, поэтому они развили эту идею, благодаря чему получился весьма внушительный сценарий. Сам же фильм они хотели назвать не иначе как «Угнали машину».
Но так как реально такого человека не существовало, то Брагинский с Рязановым решили придумать своего героя, основывая его образ на таких известных личностях и персонажах как Дон Кихот, Чарли Чаплин и князь Мышкин из «Идиота» Достоевского.
2. Изначально Рязанов хотел сделать фильм в духе западных вестернов с погонями и трюками, но позже от этой идеи решено было отказаться. Дело в том, что по словам все того же Рязанова, они бы не смогли внедрить в вестерн столь ярких и интересных персонажей.
3. Первые проблемы начались, когда Рязанов и Брагинский принесли сценарий на одобрение в Госкино. Чиновников возмутил тот факт, что главным героем является автоугонщик, дескать негоже делать главным героем преступника, какие бы благородные цели он не преследовал. По их мнению. Деточкин должен был не угонять автомобили, а приходить в соответствующие органы и докладывать обо всех взяточниках.
Тем не менее сценарий вроде как даже и одобрили, пока его не прочел председатель Госкино Алексей Романов. Романов забраковал сценарий, так как посчитал, что после выхода фильма зрители начнут подражать герою и также угонять автомобили. Из-за этого производство фильма было «заморожено».
Тогда Рязанов с Брагинским пошли на весьма хитрый ход. Вместо того, чтобы снимать фильм по оригинальному сценарию, они решили переделать его в повесть. Ну а чтобы исключить из названия намеки на угон, товарищи решили назвать повесть «Берегись автомобиля».
Эту самую повесть они опубликовали в журнале «Молодая гвардия», и спустя некоторое время они пришли на «Мосфильм» с предложением снять фильм не по оригинальному сценарию, а сделать экранизацию повести.
В то время к экранизациям относились куда лояльнее, чем к оригинальным сценариям. Ведь раз повесть прошла проверку, значит и с ее экранизацией проблем будет меньше.
Позже, в одном из интервью Рязанов сделал превосходный «укол» в сторону киночиновников, которые не хотели пропускать фильм. Он сказал примерно следующее: «Ранее я ставил фильм про то, как дурак руководит искусством (про фильм «Карнавальная ночь»), и с тех пор ничего не изменилось».
4. В роли Юрия Деточкина Эльдар Рязанов хотел видеть Юрия Никулина. Более того, он уже договорился с ним об этом. Но самое интересное, что специально для этой роли Юрий Никулин сдал на водительские права. Правда, в итоге он так и не смог принять участие в фильме, так как ему пришлось уехать на полугодовые цирковые гастроли.
Также, на роль Деточкина пробовались и Олег Янковский с Леонидом Куравлевым, но оба они не подошли на эту роль. Зато, Ефремов идеально подошел на роль следователя Максима Подберезовика.
И тут Рязанов посмотрел фильм «Гамлет» (1964), в котором-то он и увидел своего будущего Деточкина. Да, речь идет об Иннокентии Смоктуновском. Многие критики позже отмечали, что консервация фильма пошла ему на пользу, ведь если бы его сняли в 1963 году, то Рязанов не увидел бы «Гамлета» и не взял на эту роль Смоктуновского.
Но и со Смоктуновским возникли некоторые проблемы, так как на тот момент он был занят съемками в фильме «На одной планете», где играл Ленина. Съемки проходили в Ленинграде, поэтому у актера не было возможности вырваться в Москву на пробы. Тогда Рязанов сам отправился в Ленинград, чтобы посмотреть на Иннокентия Смоктуновского в деле.
Смоктуновский идеально попал в образ, но от роли отказался, так как у него начались сильные проблемы со здоровьем на фоне переутомления. Но Рязанов уже никого другого в роли Деточкина просто не видел, поэтому он старался делать всё, чтобы актер согласился на его предложение.
В итоге под таким напором Смоктуновский согласился на роль, и даже написал Рязанову расписку, в которой было написано, что он обязуется приехать на съемки 20 августа 1965 года. И ведь действительно приехал.
5. Естественно, все автомобильные трюки в фильме выполнял не Смоктуновский. В такие моменты за рулем автомобиля находился каскадер Александр Микулин, который, кстати, даже был чем-то похож на Смоктуновского.
Художник фильма приложила все усилия, чтобы дублер был похож на оригинал. Дошло даже до того, что она надела на каскадера такие же носки, несмотря на то, что в кадр они и вовсе не должны были попадать. Но она решила подстраховаться, а то вдруг псевдо-Деточкин вывалится из машины и зрители увидят другие носки.
6. Для того, чтобы сесть за руль троллейбуса актрисе Ольге Аросевой также пришлось сдавать на права. Правда, несмотря на это управлять троллейбусом она так и не научилась, и это несмотря на то, что она водила легковой автомобиль.
Аросевой доверяли лишь простейшие сцены, связанные с управлением троллейбуса, а так в основном у нее в ногах сидел отдельный человек, который занимался непосредственным управлением транспортным средством.
Ну а сложные трюки (например, езда «змейкой») исполнял всё тот же каскадер Александр Микулин, который был дублером Иннокентия Смоктуновского.
Кстати, как рассказывала сама Аросева, Рязанов буквально спас ее от забвения, пригласив ее в свой фильм, ведь на тот момент ее убрали из нескольких спектаклей, а многие и вовсе отвернулись от актрисы.
7. Конечно же, нельзя забывать и про еще одного важного «актера», а именно про автомобиль ГАЗ-21. После выхода фильма кадры со съемок были использованы в рекламе данного автомобиля.
Более того, именно этот самый автомобиль мы могли видеть в таких известных лентах как «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе», «Яды, или всемирная история отравлений» и др.
8. Литовский актер Донатас Банионис, сыгравший покупателя «Волги», говорил с жутким акцентом, поэтому его приходилось переозвучивать в фильмах. Но именно лента «Берегись автомобиля» стала первой (имеется в виду среди русскоязычных фильмов) в его карьере, где он говорит своим голосом.
9. Тот самый самодеятельный театр на самом деле снимали в двух разных местах. Все интерьеры снимались в Москве, а именно в здании Дома культуры завода «Каучук». А вот вход в здание снимали уже в Одессе.
10. Дуэт Андрея Миронова и Анатолия Папанова мы могли видеть в таких фильмах как «12 стульев» и «Бриллиантовая рука». Но именно фильм «Берегись автомобиля» стал первой лентой, где эти актеры снялись вместе.
Режиссер хотел, чтобы Папанов играл в некоей трагикомичной манере, но у Анатолия Дмитриевича всегда получалось отыгрывать свои сцены смешнее, чем это необходимо для фильма. После просмотра отснятого материала Рязанов хотел было даже переснять некоторые сцены с его участием, но времени на досъемки уже не было, поэтому все было решено оставить так как есть.
И кстати, некоторые цитаты, которые звучат из уст Папанова в кадре, придумал сам актер. Взять хотя бы такую культовую реплику как «Тебя посодят, а ты не воруй».
11. Трудно поверить, что столь популярный и любимый зрителями фильм как «Берегись автомобиля» был далек от лидерства проката 1966 года. За первый год проката фильм посмотрело всего 29 миллионов зрителей. Это был наименьший показатель посещаемости среди всех фильмов Эльдара Рязанова.