В 1987 году на экраны вышел фильм Станислава Говорухина «Десять негритят», экранизация одноимённого романа Агаты Кристи. Эта детективная история просто потрясла советского зрителя, ведь за два часа на экране произошел ряд запутанных преступлений, а личность злодея до самого финала оставалась под сомнением. Сегодня мы выясним, как проходили съемки этой картины и что осталось за кадром.
1. Как признавался сам Станислав Говорухин, он не был поклонником творчества Агаты Кристи, но ее роман «Десять негритят» был достоин особого внимания.
Идея экранизировать роман пришла режиссеру еще в 60-х годах, но руководство Госкино не торопилось выделять деньги на съемку фильма, слишком «буржуазного» на тот момент. Шли годы, цензура стала мягче, и в 80-х годах режиссеру дали «зеленый свет» на постановку картины и в 1986 году Говорухин приступает к съемкам.
2. В романе, который Говорухин мастерски перенес на экран, ровно десять персонажей. Они изолированы от мира на острове Негритянский, на западном побережье Англии. Герои удивлены, ведь они находятся на острове по приглашению таинственного незнакомца
Далее им предъявляются обвинения и на острове происходит настоящий апокалипсис. Напряженная атомосфера просто на высоте, каждый герой одновременно сыщик и мишень. Негритянский остров имеет прототип, небольшой островок Бург, в Англии.
Остров находится очень близко от материка и когда происходит отлив, до него можно добраться пешком. Но во время прилива на остров можно добраться лишь на «морском тракторе», на очень высокой колесной базе.
В фильме же транспортное средство представлено катером, которым управляет капитан, которого сыграл Федор Одиноков. А неприветливые пейзажи Негритянского острова снимали в Крыму, после окончания сезона.
3. В своей картине Говорухин собрал актеров высочайшего класса. Как признавался сам режиссер, это был самый «звездный состав», с которым он когда либо работал. Проб среди актеров не было, ведь Говорухин точно знал, кто должен играть ту или иную роль. Александр Абдулов шутливо сетовал, что он сыграл самую маленькую роль в картине.
Однако, Энтони Марстон в его исполнении получился очень элегантным и запоминающимся. Абдулов долго не мог сообразить, кто сеет ужас на острове. У него было правило — в сценарии должны были отмечены начало и финал роли.
Все остальное актер просто не читал. Но после съемок своей роли Абдулов интересовался, кто же загадочный преступник. Коллеги же подшучивали над Абдуловым и не торопились дать ответ.
4. В образе Филиппа Ломбарда Говорухин видел только Александра Кайдановского. У актера был весьма сложный характер, но без Кайдановского режиссер фильма просто не видел. Самому актеру роль малодушного человека казалась неубедительной и он не спешил принимать участие в съемках. Но узнав сумму гонорара, Кайдановский не смог отказаться от предложения.
5. На роль Веры Клейторн Говорухин планировал пригласить Веру Глаголеву. Но актриса была на пике популярности и небольшая роль могла испортить актрисе репутацию. Тогда режиссер принял решение предложить эту работу Татьяне Друбич.
6. В роле непоколебимой и чопорной мисс Брент на экране появилась Людмила Максакова. Актриса с большим азартом принялась за работу, и блестяще воплотила в жизнь образ суровой дамы. К слову сказать, за кадром актриса практически ни с кем не общалась, а держалась особняком.
Это было нужно для того, чтобы лучше вжиться в образ. Зато после того, как съемки были окончены, актриса щедро одарила всех подарками, поблагодарив съемочную группу за работу. Однажды она даже заменила Говорухина, когда тот опоздал на съемки.
Все дело в том, что режиссёр параллельно играл в фильме «Асса» одного из криминальных авторитетов. Говорухину понравилась работа актрисы в качестве режиссера и весь снятый материал остался в картине.
7. Все актеры были очень востребованы в других проектах, так что собрать их вместе было крайне сложно. Вместе в кадре они появились лишь два раза — для первых кадров фильма и для эпизода, где они все вместе сидят в зале и слушают обвинение. Голос на пластинке принадлежит актеру Игорю Ясуловичу.
8. Владимир Зельдин, которому досталась роль судьи Уоргрейва, признавался, что не раз получал выговоры от Говорухина за незнание текста. Но это было не халатностью, а тотальной занятостью актера и времени учить сценарий просто не хватало.
Говорухин предложил роль главного злодея именно Зельдину по той причине, что на этого степенного господина мало бы кто подумал. А сам актер просто никогда не играл зловещих персонажей, поэтому охотно согласился.
Актер, не смотря на свой почтенный возраст, а на тот момент ему исполнился 71 год, выполнял все поставленные задачи. Эпизод, когда судья объясняет причину своего поступка — это режиссерский ход Говорухина. В книге Агаты Кристи судья пишет об этом в записке, которую запечатывает в бутылку и швыряет в море.
9. Режиссер позволял актером импровизировать на съемочной площадке, но Михаил Глузский, который сыграл генерала Макартура, был против подобной самодеятельности. Актер как мог, пресекал подобную деятельность, заявляя, что нельзя отклоняться от намеченного сценария.
Михаил Андреевич всегда очень основательно готовился к роли и продумывал все до мелочей. Именно поэтому все его герои очень яркие и запоминающиеся.
10. Выбирая места для съемок, директор картины и художник-постановщик объехали все западное побережье СССР и их выбор пал на Крым, благо, это место щедро на колоритные локации. В фильме можно увидеть знаменитое Ласточкино гнездо, здесь снимали сцену на террасе, а декорации самого особняка воздвигли рядом, на краю Аврориной скалы.
Сложно поверить, но величественный особняк сооружен из простой фанеры, во время сильного ветра фанерные щиты то и дело срывали порывы. Особняк приходилось восстанавливать изо дня в день. Всю внутреннюю обстановку снимали в павильонах Одесской киностудии, кропотливо подбирая мелочи.
Общий план Негритянского острова — это небольшой макет, который снимали в бассейне. Сюжетное напряжение нагнеталось всеми возможными способами, от музыки, до кошмарных снов.
11. В знаменитом эпизоде со скалы летел не доктор Армстронг, которого сыграл актер Анатолий Ромашин, а манекен, тщательно изготовленный. Затем в воде вместо Ромашина плавал уже дублер, каскадер в специальном костюме, которому изрядно досталось, ведь волны были не шуточными.
12. Станислав Говорухин старался создать атмосферу страха минимальными средствами, без жутких спецэффектов. Разумеется, тайна, кто же главный злодей, тоже сохранялась.
13. В 1987 году фильм «Десять негритят» вышел на экраны страны. Кинокритики очень прохладно восприняли эту ленту, одни утверждали, что в социалистическую идеологию самосуд не вписывается. Другим не очень понравился финал, он якобы получился не очень жизнеутверждающим. Но так или иначе, зрителям фильм очень понравился.
Детектив посмотрело более 30 миллионов зрителей и многие ходили в кино по нескольку раз подряд. Впоследствии «Десять негритят» Говорухина стали называть одной из лучших экранизаций Агаты Кристи.
Желтая пресса писала, что картина повлияла на судьбы актеров — Александра Кайдановского, Анатолия Ромашина и Александра Абдулова, которых слишком рано не стало. Но разумеется, это просто печальные совпадения и не более того.