Пронзительная картина «Мужики» вышла на экраны в 1981 году, и вызвала сильные эмоции у зрителей. Как женщине-режиссеру так точно удалось раскрыть внутренний мир героя, показать его переживания? Искра Бабич до этой картины была малоизвестным режиссером. Она сняла всего две картины и с 1962 по 1981 год не создавала новых фильмов. А в эту работу она вложила всю душу. Искра Бабич ради мужа и дочки на долгие годы отказалась от любимого дела. Ее мужем стал известный актер Афанасий Кочетков.
Когда Искра Бабич увидела сценарий Валентина Дьяченко, она загорелась желанием снять фильм. В основу сценария легла реальная история, произошедшая со сценаристом. Во время ВОВ он попал в лагерь, и там была юная девушка, которую опекали всем отрядом. А Дьяченко позже стал отцом двух приемных людей. Изначально в этой истории был житейский опыт и искренность.
Режиссер видела в главной роли только Александра Михайлова, но он, ознакомившись со сценарием, от роли отказался. История ему показалось выдумкой, дешевой мелодрамой. Но Искра не сдавалась. Она познакомила актера со сценаристом, чтобы тот из первых уст услышал историю из жизни. Михайлов был потрясен. Он дал согласие на съемки. И получился замечательный положительный герой. В фильме он настоящий мужчина, человек, готовый совершить хороший поступок.
Актерский состав был подобран прекрасно. Даже в эпизодах актеры показывали драму, характер, большой спектр эмоций. Дети сыграли бесподобно. На роль маленьких героев очень долго искали кандидатуры. Родители толпами приводили детей на пробы. У Искры Бабич было удивительное чутье. Только раз взглянув на ребенка, она понимала, подойдет он на роль героя, или нет. Поэтому пробы проводились с единицами.
На роль Полины утвердили Ирину Иванову. У этой девочки с пронзительным печальным взглядом читалась какая-то душевная боль и мудрость, развитая не по годам. Именно такая Полина была нужна режиссеру. Съемки проходили в деревне. Городскую девочку учили, как правильно носить воду, колоть дрова, управляться с деревенским бытом. В кадре она должна была выглядеть правдоподобно. Актрисой Ирина Иванова не стала. Она вышла замуж, родила троих детей, некоторое время работала паспортисткой.
На роль немого цыганенка Степки утвердили Михаила Бузылева-Крэцо. Он был артистом в третьем поколении. Когда нужно было задорно исполнить «Цыганочку», мальчик с радостью пустился в пляс. Сложнее было непоседливого мальчишку заставить не произносить ни звука до финальной сцены. Но Михаил справился с этой задачей.
На съемочной площадке неустанно находился отец Миши, который и поругать мог за испорченный по вине маленького актера кадр, и похвалить, и помочь. Так сцену, где Степка залезает в конуру, а умный пес пытается его оттуда вытянуть, никак не могли снять – ребенок боялся. Тогда отец Миши придумал ход – он предложил убрать заднюю стенку будки, и сам спрятался там. Миша видел отца, и не боялся. Съемки этой сцены вызывали смех у второго маленького актера Петра Крылова. В фильме он сыграл Павлика – родного брата Полины. Петр Крылов тоже не связал свою жизнь с актерским миром.
Особые чувства вызывала собака, которая появлялась в фильме. Сцена, где верный четвероногий друг долго бежит за уезжающей машиной, никого не оставила равнодушным. Но Рэкс – так звали пса и в фильме, и в жизни, не в какую не желал бежать за автомобилем. Но любовь к реальной хозяйке сделала свое дело. Женщина села в это такси вместе с другими актерами и уехала. Только тогда удалось снять эту трогательную сцену. Хозяйке пришлось лечь в машине так, чтобы не попасть в кадр.
В сцене с деревенской свадьбой наравне с актерами снимались настоящие местные жители. Мало того, они сами принесли угощения и накрыли столы. Такое радушие и открытость покорили съемочную группу.
Фильм, в целом, покоряет своей искренностью и теплотой. Потому что все, начиная от режиссера, заканчивая операторами, словно прожили маленькую жизнь. У всех после съемок осталось приятное впечатление от совместной работы.
Краткий сюжет фильма «Мужики»: У Павла в юности была большая любовь. Но он поверил наговору матери, которая подозревала невесту Павла в измене. После того письма мужчина не приезжал в родную деревню, вычеркнул из памяти любимую девушку. Он переехал жить на Север, нашел новую любовь. А когда Павел приехал в деревню, то узнал, что у него есть умница и красавица дочь, которая после ухода из жизни матери, тащит на себе все хозяйство, воспитывает двух братиков – родного и приемного. Узнав, что детей хотят определить в детский дом, Павел решает забрать их с собой в Мурманск. Хотя это решение приводит к краху его личной жизни.