«Рабочий поселок» (1965) — сильный драматический фильм о судьбах людей, попавших в жернова ВОВ. О стойкости духа, о преодолении трудностей. Режиссером картины стал Владимир Венгеров. Свою карьеру он начинал с фильмов для детей: «Кортик», «Два капитана» и др. Потом Венгеров начал снимать серьезные драмы. Вера Панова писала сценарий «Рабочий поселок» специально для Владимира Венгерова.
К съемкам фильма режиссер приступил с проверенной командой специалистов. Это и операторы, и художник, и композитор, и талантливые ассистенты – Алексей Герман и Евгений Татарский. На главные роли режиссер пригласил любимых актеров – Людмилу Гурченко и Олега Борисова. С ними он уже сотрудничал, с ними было понимание с полуслова.
В фильме раскрываются судьбы разных персонажей, но линия с Борисовым и Гурченко – основная. Они играют супружескую пару, чья жизнь кардинально изменилась с окончанием ВОВ. На фронт герой Олега Борисова Леонид уходил здоровым энергичным молодым мужчиной, а вернулся слепым. Леонид не может смириться с жестокой реальностью, горе он топит в алкоголе.
Жена Мария терпит все его выходки, пытается вразумить, верит обещаниям. Но Леонид каждый раз возвращается на кривую дорожку. Он доходит до того, что меняет продуктовые карточки на водку. Сын и жена останутся без хлеба и других продуктов на целый месяц. Леонид понимает, что разрушает и себя, и семью, и ему больно от осознания этого. В итоге, Мария не выдерживает, вместе с сыном она уезжает в другой город. Но мальчик сбегает из поезда, возвращается к отцу, которого любит всем сердцем.
Актер Олег Борисов хорошо знал, что такое инвалиды войны. Его отец был начальником поезда, в котором перевозили раненых. Мальчишкой Олег видел этих людей, наблюдал за их поведением. Отмеченные тогда детали он внес в свою роль. Незрячего человека актер сыграл убедительно.
Игра всех актеров на высоте. Раскрыты характеры, показаны судьбы и личные драмы. Татьяна Доронина сыграла красивую молодую женщину, которая стала вдовой. Ей приходится жить вместе с родителями погибшего мужа, слушать их упреки, замечания. Полина злится на судьбу, на тех женщин, которые дождались мужей с фронта. А потом появляется шанс на счастливую жизнь. В поселок возвращается друг погибшего мужа Григорий (Виктор Авдюшко). Он признается, что давно любит Полину. Образуется новая семья, на свет появляются дети.
Любовь Соколова играет общественницу, активистку. Она в курсе всех дел работников завода. И при этом она многодетная мать, поднимающая ребятишек в одиночку. И в мирную жизнь, когда все испытания позади, когда город отстраивается, расцветает, женщина теряет старшего сына. Он погибает в драке.
У Елены Добронравовой интересный персонаж. Фрося – религиозная женщина, тихая и вкрадчивая. Всех наставляет верить в Бога, молиться, но при этом она способна на подлость. По ее доносу открыли дело, и арестовали директора завода Сотникова (Николай Симонов). Отрицательный, но такой обаятельный персонаж – председатель завкома Мошкин, которого сыграл Виктор Чекмарев.
Все актеры блестяще раскрыли характер своих героев. Игрой Алексея Догадаева (сын Леонида и Марии в детстве) восхищались и зрители, и критики. Перспективного мальчика тут же пригласили в другую картину «Республика ШКИТ». Но профессиональным актером Алексей так и не стал. Окончил филологический факультет, был геологом, потом увлекся фотографией, стал фото-художником. Потом Алексей переехал в Италию.
У режиссера Владимира Венгерова была особенность – он никому не позволял вмешиваться в процесс съемок, вносить коррективы. Исключения делались редко. В фильме «Рабочий поселок» он позволил помощнику Алексею Герману самостоятельно заняться постановкой начальных сцен. И тут нужно отметить гениальную работу Германа. Такое внимание к деталям – пассажиры поезда, эффектный прыжок девушки в белом платье в объятия к любимому, стоящему на платформе, спешащие по улицам рабочие, сцена у пивного ларька. Каждый момент наполнен историей.
Премьера фильма состоялась в 1965 году. Создатели картины надеялись, что фильм станет откровением, прорывом. Но этого не произошло, сменилась власть, времена «оттепели» подошли к завершению. Картину быстро сняли с эфиров, ее не оценили по достоинству. И все потому, что она вышла не в то время.
Но фильм, действительно, достойный, заслуживающий внимания.