Из-за чего Татьяна Лиознова чуть было не разругалась с Татьяной Дорониной? Успел ли посмотреть фильм Юрий Гагарин? Обо всем этом и многом другом в нашей сегодняшней статье.
1. В 1964 году композитор Александра Пахмутова познакомилась с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Пахмутова и Гагарин подружились. Юрий Алексеевич много рассказывал Александре Николаевне о своем историческом полете, коллегах, о жизненном пути.
Общение со знаменитым космонавтом произвело на Пахмутову такое сильное впечатление, что она решила непременно написать песню о легендарном 108-минутном путешествии в космос. Примерно через год появилась композиция под названием «Нежность» — на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова.
Первое исполнение состоялось в ноябре 1965-го в колонном зале Дома Союзов. «Нежность» спела Майя Кристалинская. Песня стала одной из любимых среди советских космонавтов. Часто напевал ее и сам Юрий Гагарин. Но вот всесоюзная известность пришла только после фильма.
2. Случилось так, что пронзительную песенку услышала режиссер Татьяна Михайловна Лиознова. Текст о женщине, которая ждет летчика из рейса (это же ведь не обязательно космонавт, правда?), не замечая окружающей действительности, от листопада до такси, захватила Лиознову, что называется, с головой.
Татьяна Михайловна захотела непременно снять фильм, в эпицентре которого будет именно композиция Пахмутовой в исполнении Кристалинской. И вскоре на глаза Лиозновой попался коротенький рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».
3. Александр Михайлович Борщаговский родился в 1913 году. Он закончил Киевский театральный институт, а в 1941-м ушел на войну, где заведовал литературной частью фронтового театра.
В конце 1940-х в рамках компании против «безродных космополитов» Борщаговский попал под репрессии, но писателя не посадили, а всего лишь уволили, исключили из ВКП (б) и наложили запрет на публикации. После смерти Сталина Александр Михайлович был восстановлен в партии и писал прозу.
Благодаря Татьяне Лиозновой Борщаговский прославился на весь Советский Союз. К сожалению, кроме «Трех тополей» у Александра Михайловича нет больше сколько-нибудь известных произведений. Рассказ, положенный в основу культового советского фильма, появился на свет в 66-м.
Татьяна Лиознова находчиво придумала увязать простенький текст о заурядной несчастной женщине из провинции, угнетаемой жадным и деспотичным мужем, и гениальную песню об одном из величайших событий в мировой истории — первом полете Человека в Космос.
4. Между прочим, Татьяна Лиознова просила Александру Пахмутову написать для фильма дополнительную музыку, но так сначала отказалась. А вот относительно использования песни «Нежность», никаких возражений у композитора не возникло. Однако после того, как Александра Николаевна посмотрела «черновой» вариант картины без музыки, то согласилась сочинить еще кое-что.
5. Название улицы для экранизации пришлось поменять. Еще в 1922-м в Москве соорудили Шуховскую башню, а в 1939-м появился первый в СССР телевизионный центр. В 48-м башню окончательно переоборудовали для перехода на высокочастотное телевидение.
До постройки Останкинской телебашни, Шуховская была официальным символом советского ТВ, а слово «Шаболовка» в головах советских граждан прочно ассоциировалась с телевидением. Татьяна Лиознова вполне обоснованно полагала, что зрители могут решить, будто бы новый фильм «про любовь двух телеведущих».
6. При смене названия и локации, выбор пал на старинную московскую улицу Плющиху. Можно подумать, что название произошло от слова «плющ». Это не совсем так. В XVIII столетии на улице располагался кабак «У Плюща». Скорее всего владелец носил фамилию Плющев.
Однако, имеется и еще одна забавная, но вполне реалистичная версия происхождения названия питейного заведения — якобы у хозяина на носу имелась солидная бородавка («плющ»).
Александр Борщаговский очень удивился настойчивому желанию Лиозновой «перенести» действие с Шаболовки на Плющиху.
И то и другое место — старинные московские уголки. «Как все (или почти все) киношники, она хотела оставить в фильме как можно меньше от сочинителя, писателя» — сокрушался Борщаговский. Но возражать не стал. И в конечном итоге невероятный успех картины Лиозновой прославил и его, Борщаговского.
7. При подготовки к съемкам Татьяна Лиознова сделала фотопробы нескольких актеров. Увидев себя на фото, Татьяна Доронина сразу же согласилась сниматься. Снимки показались актрисе «естественными и живыми». А вот Вячеслав Шалевич, наоборот, долго отказывался, упирая на то, что уже и так сыграл много отрицательных ролей.
Один негодяй Швабрин в «Капитанской дочке» чего стоит. Шалевичу очень не нравился образ бакенщика Григория, и понять актера вполне можно! Татьяна Лиознова долго уговаривала Вячеслава Анатольевича, убеждая, что такой роли у него еще не было. И в конце концов убедила.
8. Работать с Дорониной на съемочной площадке было чрезвычайно сложно. Помните фильм «Мачеха»? Формально режиссером числится Олег Бондарев, но на самом деле съемками фактически руководила именно Татьяна Доронина. Нечто подобное происходило и во время работы над «Три тополя на Плющихе».
Доронина постоянно конфликтовала с Лиозновой. И даже отказалась есть в кадре мороженое (в сцене прибытия в Москву), заявив «разве вы не знаете, что я не люблю мороженое«. Татьяна Лиознова встала перед выбором: потерять часть авторитета, но сохранить Доронину, или спасти «лицо», но поставить под угрозу фильм.
Пришлось, как говорится, «прогнуться» и отказаться от эпизода с мороженым, но разве оно того не стоило?
9. А вот Олег Ефремов был одним из любимых актеров Лиозновой, и несмотря на то, что к тому времени уже являлся выдающимся советским режиссером и руководителем «Современника», никаких трудностей на съемочной площадке не создавал.
10. В эпизодической бессловесной роли нового Нининого возлюбленного снялся 34-летний Виктор Сергачев.
Актер известен огромным количеством сыгранных ролей (в основном эпизодических), но главное киновоплощение в жизни от Сергачева предательски ускользнуло. Виктор Николаевич был одним из основных претендентов на роль Хмыря в «Джентльменах удачи», однако в последний момент Александр Серый и Георгий Данелия все-таки предпочли более именитого Георгия Вицина.
11. Фильм называется «Три тополя на Плющихе». Однако, речь идет совсем не о деревьях. Три тополя действительно росли, но… на Шаболовке. Сейчас остался один.
Шаболовку, как мы уже выяснили, пришлось убрать. Кафе-стекляшка, кстати, там тоже было. На углу с улицей Шухова. И поэтому у Лиозновой на экране фигурирует кафе с названием «Три тополя».
12. Некоторые сцены квартиры Нины снимались в настоящем жилом доме по адресу Ростовская набережная, 5. Хозяева на время уехали за город и предоставили ключи съемочной группе. Конечно, пришлось задействовать и декорации, куда же без них! К примеру, в этой сцене пейзаж за окном явно нарисован.
Примечательно, что Нина жила в элитном «Доме архитекторов» (1938).
Как сестра Гриши могла заселиться в такое помпезное здание, да еще и в отдельную квартиру?! Неслыханный факт. Брат — простой бакенщик за 300 километров от Москвы, сама Нина приехала из деревни. Муж — уголовник-рецидивист, постоянно «за забором». Совсем не похож на деятеля науки. Откуда у Нины квартира в Доме этих самых… архитекторов?!
*
13. Вернемся к кафе «Три тополя». В реальности на Плющихе его никогда не существовало. Это декорация, специально построенная для съемок одноименного фильма.
Во время постройки местные жители очень надеялись, что для них сооружают танцплощадку, и когда узнали, что там планируется на самом деле, испытали разочарование. Декорацию как построили, так и разобрали. Теперь на месте «кафе» — паркинг. Очень жаль.
14. В процессе работы над фильмом Татьяна Лиознова придавала огромное значение деталям. На экране все должно было выглядеть абсолютно точно, как прописано в сценарии, вплоть до мельчайших предметов реквизита.
15. «Волга», на которой ездит герой Олега Ефремова таксист Саша, принимала участие в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая.
16. В 2011 году кинофильм «Три тополя на Плющихе» колоризировали. При раскрашивании специально применили спокойные и приглушенные тона, чтобы подчеркнуть нежность и чувственность картины. Была проведена огромная работа, чтобы выяснить, как выглядели те или иные архитектурные объекты Москвы и интерьеры комнат. А сцену сна Нюры пришлось переделывать аж три раза.
17. Премьера «Три тополя на Плющихе» состоялась 29 апреля 1968 года. Его посмотрело 26 миллионов зрителей. Прошло чуть более шести лет с момента первого полета человека в космос. По трагическому стечению обстоятельств, летчик Юрий Гагарин не успел увидеть картину Татьяны Лиозновой. Гагарина не стало месяцем ранее (17 марта 1968). Вот такая горькая ирония судьбы…