Как снимали фильм «Увольнение на берег». И о загадочной встрече Высоцкого и Гагарина

18 июня 1962 года в кинотеатрах страны впервые показали художественный фильм «Увольнение на берег». И если кинокритики написали кучу статьей о провале фильма, то зрителя не обманешь. Только в первый год показа картину посмотрели почти 28 миллионов зрителей.

Светлый и добрый фильм о любви, о дружбе, о море и красавце — Севастополе. Снял картину режиссер Феликс Миронер. Это его последний фильм, после этого Феликс Ефимович занялся исключительно написанием сценариев. Это по его сценариям сняты, в том числе, такие картины, как «Сержант милиции», «Городской романс», «Кузнечик»,«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Вторая весна». А всего как режиссер, он снял три картины. Но зато какие!

Вместе с Марленом Хуциевым он писал сценарий и режиссировал фильмы «Весна на Заречной улице», «Улица молодости» и третий его, самостоятельный фильм — «Увольнение на берег».

Феликс Миронер умер в конце мая 1980 года, ему было всего 53 года.

Да извинит меня читатель за такое отступление, но считаю важным, чтобы зрители знали хотя бы немного о режиссерах тех лет. В интернете даже не нашло ни одной хорошей его фотографии…

Теперь о фильме. Снимали его летом 1961 года в Севастополе и непосредственно на борту крейсера «Михаил Кутузов». Вся киногруппа жива в гостинице «Севастополь». В массовке снимались моряки Черноморского флота.

В картине снялись — Ариадна Шенгелая, Лев Прыгунов, Василий Макаров, Светлана Коновалова, Владимир Высоцкий, Владимир Трещалов, Юлия Цоглин, Наталья Кустинская, Станислав Хитров, Валентина Ананьина, Вадим Грачёв, Виктор Сергачёв,Эдуард Изотов. Мелькнул в кадре и Михаил Кокшенов (его фамилии нет в титрах)

Именно в этой картине был кинодебют Льва Прыгунова.

Лев Прыгунов и Ариадна Шенгелая… Как они красиво смотрелись в кадре!

Зрители их тут же «поженили».

На съемках этого фильма Лев Прыгунов познакомился и с Владимиром Высоцким.

Годы спустя об атмосфере, которая была во время съемок фильма, Лев Прыгунов вспоминал так:

« Мы общались уже на съёмках «Увольнения на берег». Замечательное время! Представьте себе: Севастополь только что перестал быть закрытым городом, и сразу в гостиницу «Севастополь» приехали три киногруппы: на первом этаже – «Человек-амфибия», на втором – «Увольнение на берег», и на третьем – «Никогда». На этой картине работал оператором Петя Тодоровский. Он потрясающе играл на гитаре и пел песни. Тогда уже стал популярен Окуджава, Тодоровский пел его песни. Окуджава должен был приехать, но почему-то не приехал.И Высоцкий пел. Собственно, как я понимаю, Высоцкий петь начал именно на съёмках «Увольнения на берег». До этого он рассказывал очень смешные рассказы, но не пел. То есть, пел иногда, но не свои песни. А тут у него появились свои. Его песня «Тот, кто раньше с нею был» была гимном нашей съёмочной группы. Он писал песни ночью, и в два или в три часа ночи стучал к нам в номера, и мы собирались, и он пел только что сочинённую песню. Этому я был свидетелем. Потом приехала ещё одна киногруппа – «Люди и звери», это снимал Герасимов. Вы можете себе представить: 15 копеек стоил стакан вина, бутылка хорошего крымского сухого вина стоила рубль с чем-то – и какая там творилась гульба! Это было нечто фантастическое, похожее, скорее, на какой-нибудь фильм Феллини. Во всех смыслах действо было совершенно несоветское, но никто на это не обращал внимания».

Высоцкого в этом фильм пригласил его друг Левон Кочарян, работавший на фильме вторым режиссёром.

«Вот как сейчас помню: Володька в какой-то выгоревшей маечке сидит на парапете и поёт что-то. Все мы были очень молодые, очень бедные, и всё у нас было весело и прекрасно. Жили в Севастополе, снимались, купались в море, загорали. В общем, всё было нормально. У нас были прекрасные поверхностные отношения, когда два человека не имеют друг к другу ни претензий, ни мыслей каких-то задних, а просто радостно встречаются, и потом тут же разбегаются по своим делам.Однажды нам заплатили какие-то денежки, и Лёвка Кочарян, и даже я купили огромные стационарные магнитофоны. Мы сидели в гостинице в номере у Лёвы и Инны, и там Володечка что-то пел и его записывали» — так о том лете вспоминала Ариадна Шенгелая.

А теперь немного о встрече Гагарина и Высоцкого летом 1961 года. Была она или нет?

Сам Владимир Семенович, выступая в октябре 1970 года в строительно -дорожном институте Усть — Каменногорска рассказывал:

» В фильме «Увольнение на берег» я играл роль моряка, которого за что-то наказали и не пустили на берег. Значит, он тоже не очень положительный человек. И он просит своего друга предупредить любимую девушку о том, что он не сможет прийти. Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов». Снимали в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание, поэтому мне надо было научиться драить палубу и еще кое-что — погрязнее. Мне там очень повезло. Я ходил в матросской одежде, и моряки ко мне присмотрелись. У меня была форма. 64-5 на ней было написано. Это мотористы и радисты. Это было очень давно, после того как полетел Юрий Гагарин. И он приехал как раз на корабль встречаться с моряками. Всех киношников прогнали с корабля, а меня оставили, потому что настолько ко мне пригляделись, что считали за своего. И я видел встречу Юрия Гагарина».

Но через пару лет в Доме Офицеров, на встрече уже с моряками ( Черноголовка) он говорил немного иначе:

«Я, между прочим, имею совсем непосредственное отношение к вам, ребята. Вот которые сидят с гюйсами Я снимался в фильме, который назывался «Увольнение на берег» и ходил вот в такой форме там. И однажды даже, когда приехали тогда Гагарин и Титов на это судно, мы снимали на «Кутузове» в Севастополе на флагмане Черноморского флота, — и всех прогнали, а я в это время на съемках, и жил я там вместе с ребятами в кубриках. Всех выгнали, киношников, а меня — забыли, потому что я был тоже в форме, одет как все, и ко мне уж привыкли на корабле. Так что вот я первый из очень многих гражданских людей видел в лицо и разговаривал с Титовым и с Гагариным. Это было давно, лет одиннадцать тому назад. Так что, значит, я тоже знаю, как… меня учили драить палубу и всякими делами заниматься, какими там по кораблю положено».

Вот такие небольшие противоречия. А так ли они важны сейчас? Просто не стоит верить слухам, которых в интернете сейчас написано куча. О том, что Высоцкий и Гагарин были чуть ли не друзьями, что даже выпивали вместе. А фильм » Увольнение на берег» пересмотреть очень даже стоит!

Оцените статью
Как снимали фильм «Увольнение на берег». И о загадочной встрече Высоцкого и Гагарина
— Сынок, присмотри за дачей… —