Вот уже 40 лет фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984), снятый по произведению Александра Островского, радует наши зрительские сердца. Это действительно потрясающий фильм, который хочется пересматривать снова и снова.
Вот только критики в свое время разнесли ленту в пух и прах, а Лариса Гузеева и вовсе предпочитает не вспоминать про эту картину. Но самое страшное, что во время съемок чуть не погиб Андрей Мягков.
В общем ,сегодня я хотел бы подробно рассказать о том, как снимали фильм «Жестокий романс», а также показать вам несколько кадров со съемок этой культовой ленты.
1. Как вы все наверняка знаете, фильм «Жестокий романс» был придуман не с нуля. В основе данной ленты лежит произведение Александра Островского «Бесприданница».
И как признавался сам Эльдар Рязанов, изначально он вообще не хотел экранизировать классические произведения, а «Бесприданницу» он и вовсе первый и последний раз читал в школе.
Но так как после съемок фильма «Вокзал для двоих» у режиссера был простой, из-за того, что сценарий его фильма «Дорогая Елена Сергеевна» не был принят, то он решил обратиться к классическому произведению XIX века. Причем, на сей раз он написал сценарий единолично без своего постоянного соавтора Эмиля Брагинского.
2. Когда речь зашла о съемках фильма, то Рязанов твердо решил, что фильм будет называться не «Бесприданница». Дело в том, что в 1936 году уже выходил фильм с данным названием, поэтому режиссер не хотел, чтобы его картину сравнивали с лентой 1936 года.
Ну а так как он был поклонником романсов, то он решил вставить это слово в название фильма.
3. Когда речь зашла о подборе актеров, то Рязанов был точно был уверен, что хочет видеть в роли Карандышева Андрея Мягкова, тогда как в роли Паратова он видел исключительно Никиту Михалкова. Да и роль матери Ларисы он планировал отдать Алисе Фрейндлих.
По признанию Никиты Михалкова он согласился на роль Паратова, потому что хотел реабилитироваться перед женским обществом за свою роль негодяя-проводника в фильме «Вокзал для двоих».
Когда все актеры согласились на предложенные им роли, Рязанов жутко обрадовался, и тут же побежал к чиновникам на утверждение сценария. Благо, с чиновниками проблем не возникло, и они дали добро на съемки.
4. Сложнее было с поиском актрисы на главную роль, ведь у Рязанова не было никого на примете. Тем более, Эльдар Рязанов был тем еще любителем открывать новые лица, поэтому он решил взять на главную роль никому неизвестную актрису. На пробы пришло огромное количество претенденток, но в итоге роль досталась молодой актрисе Ларисе Гузеевой.
Причем, в этом частично поспособствовал заместитель председателя Госкино. Он сказал Рязанову, что Гузеева похожа на еврейку. Сам Рязанов терпеть не мог антисемитов, поэтому он твердо решил, что Гузеева будет сниматься.
Как рассказывала сама Гузеева, мама назвала ее Ларисой именно в честь Огудаловой из «Бесприданницы». Будто бы сама судьба сюда вмешалась.
Правда, актрисе было трудно играть представительницу дворянского рода, так как сама Гузеева выросла в селе. Да и с некоторыми моментами у нее также возникали проблемы. Так, например, она не могла нормально заплакать по приказу режиссера. Это вам не Светлана Немоляева, которая в любой момент могла сыграть плачущую женщину.
В общем, пришлось Рязанову с ней натерпеться, ведь порой на съемку одной сцены могло уходить по 10-15 дублей.
5. Эльдар Рязанов уже очень давно хотел снять Ольгу Волкову в одном из своих фильмов, но нужные роли никак не находились. И вот наконец Рязанов смог подобрать подходящую роль для Волковой, а именно предложил ей сыграть француженку.
Ольга Волкова обрадовалась этому предложению, и с удовольствием его приняла. Причем, актриса подошла к работе со всей серьезностью, и даже нашла француженку, которая помогала ей вжиться в роль.
6. Никита Михалков был единственным актером, которому Эльдар Рязанов разрешал творить всё, что он хотел. Он импровизировал, вновил свои правки, и как правило, всё, что он предлагал, всегда нравилось Рязанову. Более того, Рязанов позволил Михалкову лично спеть один из романсов.
7. Несмотря на то, что Гузееву выбрали на главную роль из нескольких сотен претенденток, ее оренбургский говор совершенно не походил для персонажа. Поэтому актрису решено было переозвучить. В фильме Гузеева говорит голосом известной актрисы озвучания Анны Каменковой, тогда как песни за нее исполнила Валентина Пономарева.
Вот только если Каменкову упомянули в титрах, то имя Понамаревой там указано не было, за что певица долгое время обижалась на режиссера.
8. Однажды во время перерыва на съемочной площадке Никита Михалков решил сходить в лес, чтобы поохотиться (у него была охотничья лицензия). Как же были удивлены члены съемочной группы, когда актер притащил медведя. В итоге вся команда ела эту медвежатину в течение недели.
Вообще, Михалков был тем еще затейником. Во время съемок он частенько устраивал банкеты для членов съемочной группы. Причем, он все оплачивал из своего кармана.
Причем, эти банкеты были настолько шумными (с песнями и плясками), что постояльцы гостиницы нередко вызывали милицию. Правда, приехавшие сотрудники милиции не только не разогнали киношников, а еще и попросили посидеть вместе с ними.
9. Съемки фильма проходили преимущественно в Костроме. Именно туда специально для съемок привезли старинный пароход «Спартак», переживший революцию и две войны. А вот роль вокзала сыграл костромской кукольный театр.
10. Чтобы подчеркнуть весь драматизм Рязанов решил снимать пароходные съемки в тумане. Вот только капитан никак не хотел соглашаться отправлять пароход в туман, так как это было очень опасным мероприятием, ведь из-за тумана и плохой видимости они бы просто могли куда-нибудь врезаться. Но тем не менее режиссеру все же удалось уговорить капитана.
Буквально за пару часов были отсняты туманные сцены. Правда, времени на то, чтобы отснять всё не хватило, так как к полудню туман рассеялся. Тогда Рязанов попросил пиротехников создать туман искусственно. Вот только искусственный туман не оставался над водой а резко уходил в городскую местность, что очень разозлило местных жителей, которые не смогли нормально ехать на автомобилях.
11. Во время съемок сцены, когда Карандышев бросается в погоню на лодке, чуть не произошла трагедия. Мягков слишком увлекся и подплыл к кораблю слишком близко. В результате лодка попала прямо под колесо парохода, из-за чего Мягков чуть было не погиб.
По словам членов съемочной группы после попадания лодки под колесо Мягков подлетел на пару метров вверх, словно его запустили из катапульты. После этого Мягков пропал из вида, а из под колеса парохода полетели раскромсанные части лодки. Те, кто был на берегу просто оцепенели от увиденного, но через несколько секунд из под воды показался живой и невредимый Мягков.
Когда Мягков выбрался на берег, его тут же осмотрели врачи. И как оказалось, он вообще не пострадал от пережитого. Более того, актер решил немедленно продолжить съемку.
12. В фильме «Жестокий романс» принял участие настоящий цыганский ансамблю под управлением Николая Васильева.
13. Рязанов хотел, чтобы в фильме присутствовали птицы, а деревья были усыпаны их гнездами. Но в Костроме не нашлось деревьев с гнездами, поэтому пришлось пойти на небольшую хитрость. Ассистент режиссера Евгений Цымбал лично полез на деревья и стал вить там гнезда. Причем, гнезда получились настолько натуральными, что птицы действительно стали туда прилетать и откладывать там свои яйца.
14. Для эпизодический сцен и для массовки Рязанов пригласил актеров из местного театра. Актеры провинциального театра с удовольствием согласились поучаствовать в съемках под руководством мэтра.
Даже актер Владимир Гостищев, у которого был выходной, попал в фильм. Он просто прогуливался по улице, когда его попросили сыграть роль полицейского, на что он конечно же согласился.
15. Рязанов не стал снимать настоящих матросов. Вместо этого он нанял профессиональных актеров, которые и сыграли членов корабельной команды. Лишь матрос «Ласточки», который бил в колокол и кричал «Пароход отправляется!» был настоящим. Эту роль исполнил штурман парохода Спартак Сергей Селезнев.
16. Фильм «Жестокий романс» стал народным хитом. За первый год проката его посмотрели 22 миллиона зрителей. А вот критики разнесли фильм в пух и прах. Хотя, стоит отметить, что критики всегда плохо относились к «Бесприданнице», и даже к фильму 1936 года.
17. Лариса Гузеева не очень любит вспоминать про «Жестокий романс». Во-первых, она очень тяжело переживала, когда критики после выхода фильма смешали ее с грязью, назвав бездарностью. А во-вторых она обиделась на Рязанова за то, что он «лишил» ее голоса в фильме и не дал ей самой спеть в кадре.