В позднем СССР молодежь бежала из деревни, как от чумы. Сельская местность стремительно пустела. Там оставались одни старики. Чтобы хоть как-то замедлить необратимый процесс, «сверху» поступил социальный заказ: снять несколько фильмов с целью популяризации деревенской жизни, показав ее в несколько приукрашенных тонах. Так появились очень разные «Не могу сказать прощай», «Любовь и голуби» и «Молодая жена».
1. Обратите внимание, что рассказ Ирины Велембовской «За каменной стеной» написан аж в 1962 году! А экранизирован на целых 16 лет позже. Иными словами, как раз когда потребовалось снять что-нибудь позитивное про советское село. В рассказе присутствуют анахронизмы. Например упоминается, что похороны Антонины, первой жены Алексея Ивановича, стоили больше двух тысяч рублей. Конечно же, речь шла о дореформенных деньгах.
2. После утверждения сценария, режиссер Леонид Исаакович Менакер (1929 — 2012) приступил к выбору актеров. До «Молодой жены» в карьере Анны Каменковой было несколько второстепенных ролей и только одна главная — в военной драме Льва Голуба «Девочка ищет отца». Но Каменковой тогда исполнилось всего четыре года. Анна Семеновна постоянно приходила на пробы, но ее не брали. И в роли Мани Стрельцовой Менакер тоже поначалу видел некую голубоглазую актрису с косой. А Каменкова под этот типаж совершенно не подходила, да и какая вообще из нее Маня? С интеллигентнейшим лицом Анны Семеновны скорее уж играть аристократок или хотя бы научных работниц. Но на пробах Каменкова выступила очень искренне, трогательно сыграла свой эпизод, расплакалась, и ее утвердили.
3. А вот в роли главного антагониста «Молодой жены» выступил Сергей Проханов. К тому времени весь Советский Союз знал актера как Кешу Четвергова из «Усатого няня». «Хороший, свойский парень» — вот кем был Проханов. Но Сергею Борисовичу всегда хотелось сыграть отрицательную роль — часто такой персонаж намного интереснее «положительного». И с помощью Менакера, Проханову это блестяще удалось.
4. Конечно же самый сложный и противоречивый герой «Молодой жены» — Алексей Иванович Терехов. И это еще одна большая заслуга создателей гениального фильма. Не секрет, что в рассказе Велембовской Терехов производит отвратительное впечатление. Сначала в роли Алексея планировалось задействовать Армена Борисовича Джигарханяна. Между прочим, он еще и на 7 лет старше Владлена Бирюкова. Почему в итоге Джигарханян «проехал» мимо «Молодой жены»? Точной информации нет, но есть три вполне правдоподобных предположения.
1). Армен Борисович просто не смог. Вспомните, сколько у него было различных проектов! Джигарханян так много снимался, что даже не успел озвучить Тристана в «Собаке на сене» — за него пришлось говорить Игорю Ефимову.
2). Возможно, 43-летний Джигарханян выглядел бы рядом с 25-летней Каменковой если уж не как «дедушка с внучкой», то как «папа с дочкой».
3). Участию в «Молодой жене» могла помешать огромная популярность Джигарханяна. В свое время Наталью Гундареву сняли с роли Маргариты Павловны в «Покровских воротах». Ее трио вместе с Анатолием Равичковичем и Виктором Борцовым выглядело как «Гундарева и двое неизвестных мужчин». А Армен Борисович вполне мог смотреться с Каменковой, как «Джигарханян и какая-то неизвестная девушка».
5. Владлен Егорович Бирюков родился и всю жизнь прожил в родном Новосибирске. Там-то его и нашли создатели сериала «Вечный зов», где Бирюков сыграл Якова Алейникова. Подходил ли Владлен Егорович на роль Алексея Ивановича? Некоторые считают, что вполне, поскольку актер тоже обладал чрезвычайно твердым, суровым характером, был похож на своего героя, так что другие участники съемочной группы даже слегка побаивались Бирюкова. Впрочем, существует и альтернативная точка зрения — мол, Бирюков был человеком очень мягким, трогательным, во время съемок искал, где бы купить дочке велосипед. И поэтому превратиться в непростого Алексея Ивановича стоило актеру немалых сил.
6. А вот актриса Елена Мельникова (Валя) попала на съемки благодаря… советскому дефициту. Дело в том, что Елена Викторовна родом из Тулы, где достать вкусные пирожные было невозможно. Мельникова переехала в Москву, поступила в Театральное училище имени Щукина и наконец-то смогла вволю полакомиться столичными пирожными. Из-за этого будущая актриса слегка располнела, и ее утвердили на роль добродушной «пышки» Валентины. Кстати говоря, сначала была согласована кандидатура Елены Драпеко, но потом ее заменили на Мельникову. Впрочем, Драпеко все-таки тоже приняла участие в фильме — Валя говорит именно её голосом.
7. Съемки проходили в деревне Люговичи. Это в 20 километрах от города Лодейное Поле. А само Лодейное Поле в 220 километрах от Ленинграда, примерно посередине между городом на Неве и Петрозаводском. Актеры жили в Лодейном Поле в школе и вместе жарили картошку. Помните, как для съемок кинокартины «Дом, в котором я живу» построили целый бутафорский «дом» на Волочаевской улице?
Леонид Менакер, напротив, решил, что пусть у него в «Молодой жене» все будет, как в жизни. Поэтому фильм снимали в настоящей деревне с настоящими огородами, избушками и завалинками. Актерам накладывали минимум грима. И вообще Менакер в работе над «Молодой женой» сделал упор не на эффектный визуальный ряд, а в основном на актерскую игру.
8. Но все-таки реквизит на съемках очень важен. Особенно еда. К сожалению, в таком сложном деле, как киносъемки, часто случаются всякие неприятности, включая брак. И поэтому есть «киношную» пищу ни в коем случае нельзя — она ведь может еще пригодиться. При этом, хорошие режиссеры никогда не использовали бутафорские продукты. Всегда доставали настоящие. Иногда покупали на свои деньги. С целью сохранения ценных лакомств, Леонид Гайдай поливал яства на царском столе в «Иване Васильевиче» керосином, а Борис Дуров на свадьбе в «Не могу сказать прощай» — дустом. Леониду Менакеру прибегать к подобным жестким мерам не пришлось — артистам просто строго-настрого запретили прикасаться к еде на свадьбе Вали и Миши.
9. После того, как Анна Каменкова «огрела» Сергея Проханова по щеке, у того начались проблемы со слухом. Дело дошло даже до того, что на гастролях в Армении пришлось искать нужные капли, чтобы снова начать нормально слышать. Между прочим, до сих пор многие лекарства из тех, что есть у нас в России, в Армении не продаются.
10. Помните, как на съемках фильма «Мужики» четырехлетний Петр Крылов (Павлик) никак не хотел плакать в машине? Это когда за автомобилем гнался пес Рэкс. Режиссеру пришлось сказать мальчику, мол, «тебя все кинули, никому ты не нужен, остался совсем один». И пацан заревел. У Леонида Менакера не выходила сцена, в которой Соня Джишкариани (Люся) плачет и умоляет Маню, мол, мама не уходи! Тогда Менакер сказал Анне Каменковой: в этой сцене вы не справились, поэтому я вас снимаю с роли и вместо Вас будет играть другая актриса. Каменкова очень удивилась, ведь было отснято уже полфильма. А Соня захныкала, «Аня, не уходи», и эпизод был снят.
11. В рассказе Ирины Велембовской Маня в конце все-таки сбегает от скверного Алексея Ивановича, да и тетку Нюру берет с собой. Но какая же это вышла бы пропаганда деревни, если там семьи вот так распадаются и вообще весь фильм оставляет неприятный осадок?! Поэтому у Менакера «Молодая жена» закончилась хэппи-эндом. А вам какой финал больше нравится?
12. Премьера фильма состоялась 3 марта 1979-го. «Молодую жену» посмотрело больше 35 миллионов зрителей. По итогам того же года фильм занял первое место в опросе читателей журнала «Советский экран».
Как сложились судьбы актеров «Молодой жены»?
Анна Каменкова (Маня) — 71 год.
Сергей Проханов (Володя) — 71 год.
Елена Мельникова (Валя) — 69 лет.
Соня Джишкариани (Люся) — 51 год.
Владлен Бирюков (Алексей Иванович) — умер в 2005 году в 63 года.
Галина Макарова (бабушка Агаша) — умерла в 1993 году в 73 года.
Наталья Назарова (Тамара) — умерла в 2022 году в 72 года.
Валентина Владимирова (Руфина) — умерла в 1994 году в 66 лет.
Татьяна Горлова (тетя Нюра) — умерла в 1983 году в 82 года.
Анатолий Рудаков (Миша) — умер в 2021 году в 71 год.
Любовь Соколова (мама Володи) — умерла в 2001 году в 79 лет.
Игорь Эрельт (папа Володи) — умер в 2000 году в 69 лет.