У перестроечного кино, или же позднесоветского, сложилось далеко не лучшая репутация. Страна активно начала погружаться в эпоху наступления капитализма, а в творчество начало пробиваться всё больше «коммерсантов», жаждущих не творить искусство, а зарабатывать большие деньги на любви советских граждан к отечественному кинематографу, постепенно теряющему свой первозданный вид.
«Золотая эпоха» уже прошла, проверки на качество выпускаемого материала уже никто не делал, за распределением средств никто не следил, поэтому поздние восьмидесятые, ранние девяностые, и ещё нулевые можно сюда приписать (хотя это уже постсоветские времена) славятся выходом огромного количества низкопробных и дешёвых поделок, канувших в небытие.
К слову, тогда же в нашу страну пришли многие западные жанры, например фильмы-боевики. Я как раз недавно писал статью про неудачное продолжение фильма «Фанат» с Серебряковым, и вот сегодня у нас на разборе очередной фильм под названием «Криминальный квартет» 1989 года, считающийся одним из лучших фильмов времён Перестройки.
Не поймите неправильно, его никак нельзя поставить в один ряд с советской классикой – это всё ещё достаточно простенький, не особо замысловатый и просто массовый «боевичок», при этом он всё ещё смотрится гораздо лучше многих образцов того времени.
Он даже поднимает интересные вопросы беззакония, а преступники здесь демонстрируются не как сугубо отрицательные персонажи, а люди со сломанными жизнями. Подобные темы затрагивались крайне редко, так что в этом плане «Криминальный квартет» можно считать одним из первых предвестником предстоящей волны новых веяний.
В общем, фильм, пусть и явно не шедевр, всё ещё достаточно интересный. Чего только стоит восхитительный актёрский состав: Николай Караченцов, Борис Щербаков, Владимир Стеклов и Владимир Еремин справились со своими ролями идеально. И не менее интересная у него история создания.
Основано на реальных событиях
Сюжет «Криминального квартет» был написан на основе реального дела об Омской обувной фабрике. Очевидно, авторам никто не раскрывал все детали расследования, поэтому почти всё происходящее в фильме является чистой воды художественным вымыслом, но факт по-прежнему достаточно интересный.
Происхождение названия
Название к фильму было придумано не сценаристами или режиссёрами, а вполне себе обычным читателем газеты «Комсомольская правда». В качестве награды молодому человеку предоставили бесплатный пропуск на премьеру фильма, а также он получил подписи всех актёров.
Причём, помимо главных героев, снялось в ленте действительно немало именитых артистов того времени: Спиридонов, Клюев, Назаров, Прыгунов, Ясулович, Анофриев – и это далеко не полный список. Каст получился сплошь состоящим из народных и заслуженных артистов РСФСР.
Отсылки на мушкетёров
Полагаю, нетрудно заметить параллели между главными героями «Криминального квартета» и знаменитыми тремя мушкетёрами вместе с Д’Артаньяном. Пока солдаты скрещивали шпаги, у нашей банды есть своё ритуальное рукопожатие.
И в самом фильме нам неоднократно показывается то, насколько они действительно сплочённый коллектив, в котором каждый участник отыгрывает свою важнейшую роль.
Дебют отечественного ВАЗ-2109
Просто любопытный факт, что фильм «Криминальный квартет» стал первым, где появилась та самая знаменитая советская «Девятка».
Отсылки в других фильмах режиссёра
В картине «По прозвищу Зверь» главный герой Савелий в кинотеатре смотрит именно «Криминальный квартет». Такой любопытный момент обусловлен как минимум тем, что у двух этих фильмов один режиссёр – Александр Муратов.
Предвестник новой эпохи
«Криминальный квартет» стал своего рода отражением приближающегося нового времени. К тому моменту СССР, как государство, ещё не распался, но это было неизбежно: расцвет бандитизма, появление ОПГ чуть ли не в каждом городе страны и не только – все эти актуальные проблемы так или иначе затрагиваются в картине.
«Квартет» определённо не предсказал эпоху, но всё же слегка опередил своё время, демонстрируя те вещи, о которых непринято было говорить в советских фильмах.
Пожалуй, это был первый отечественный фильм, который демонстрировал особенность преступного мира во всех красках, а уже потом эту тенденцию массово подхватили режиссёры в нулевых. Условные «Бандитский Петербург», «Бригада» и «Бумер» лишь одни из самых популярных примеров этого своеобразного жанра, созданного под впечатлением от реалий «новой России».