Сериал, или лучше сказать многосерийный фильм, «Противостояние» 1985 года является по-настоящему уникальным образцом советского кинематографа. Экранизацию одноимённого романа Юлиана Семёнова – это одна из мрачнейших виденных мной картин в принципе, и вскоре я поясню, почему так считаю.
Представьте себе ситуацию: человека уже давно нет в живых, при этом кто-то от его имени продолжает совершать тяжкие преступления.
Чем в первую очередь цепляет фильм, так это тем самым «противостоянием» между двумя главными персонажами: Олег Басилашвили, сыгравший полковника Владислава Костенко, как всегда, смотрится великолепно, тут никакого спору нет.
Однако меня больше интересует личность Николая Кротова, сыгранного Андреем Болтневым. Кротов – это не человек, он словно «бездушная исполнительная машина». При этом он не ощущается как классический такой плохиш, которого в конце побеждают.
Даже в его взгляде сочетаются глубокое отчаяние и безграничная пустота его нечеловеческой души, а вернее того, что от неё осталось. Повторюсь, сколько бы негодяев я не успел повидать в советском кино, никто из них и близко не приблизился к Кротову.
Он настолько интересен, что я, с вашего позволения, разрешу себе ещё немного поговорить о его персоне. Николай Иванович Кротов – бывший служащий, коллаборационист и предатель. Ради собственного спасения он готов был пойти на всё, другие люди для него никогда не имели никакой ценности.
Почему Кротов стал таким
Однако Кротов не родился таким – таким он стал в результате воспитания отца и после всех пережитых им событий во время ВОВ. При этом оправдать или симпатизировать Николаю Кротову совершенно невозможно. Он как раз один из тех редких случаев неисправимого преступника.
Да, у него было тяжёлое детство, не он ведь выбирал стать именно таким, при этом, смотря на него, ты не видишь в Кротове ничего людского. Моё отдельное почтение Андрею Болтневу за по-настоящему гениальное исполнение. Считаю роль Кротова бесспорно лучшей во всей его достаточно богатой фильмографии. Ещё никогда в советском кино я не видел ТАКИХ персонажей.
В общем, как вы понимаете, фильм «Противостояние» я считаю одним из лучших представителей той самой золотой классики советского кино. Ни один фильм из СССР не вызывал у меня подобных чувств. После того, как я не так уж и кратко изложил свои впечатления касательно ленты, мне бы хотелось обсудить и несколько достаточно занятных моментов, связанных непосредственно с историей создания этого шедевра.
Основано на реальных событиях
Роман «Противостояние» был написан в 1979 году. За основу было взято реальное дело, произошедшее в Магадане 1960-х годов, когда некий таксист ограбил одного из своих пассажиров, вместе с деньгами забрав и его жизнь.
Многие имена, фамилии и названия населённых пунктов, фигурировавших в этом деле, совпадают с теми, что мы слышим в истории. Хотя вот конкретно персонаж Кротова и его предыстория были созданы Семёновым полностью с нуля.
Город Нагадын
Как я уже отметил, за основу было взято дело, произошедшее в Магадане. В фильме нам показывают именно его, при этом называется он «Нагадын». К чему эти странные аллюзии? Если честно, ума не приложу.
Как Болтнев снимался в фильме практически бесплатно
Знаете, я безмерно уважаю Олега Валериановича Басилашвили. А как иначе-то? Один из величайших артистов России. И всё же в «Противостоянии» именно роль Кротова я считаю главной. Не то, чтобы образ Костенко скучный и плохо прописанный, скорее он немного не на том уровне, что и Кротов.
При всём этом, звёздный артист получил за съёмки практически 9400 рублей, что по тем временам, сами понимаете, просто баснословная сумма. При этом Андрей Николаевич, несмотря на феноменальную работу, был удостоен суммы в 1680 рублей.
Вы не подумайте, я, конечно, всё понимаю, Басилашвили-то у нас звезда всесоюзного масштаба, в этом плане Болтневу до него ещё очень далеко, но чтобы оклад был почти во столько раз меньше? Этого я понять не могу.
Да, чтобы вы понимали, Юрий Кузнецов, сыгравший второстепенную роль майора Алексея Жукова, и то получил 1760 рублей. Просто обидно, насколько сильно были недооценены фантастические усилия Болтнева.
Режиссёр пытался отговорить Болтнева
Кстати, стоит ещё сказать, что Алексей Герман, режиссёр картины, пытался отговорить Андрея Николаевича от роли Кротова. Якобы после фильма «Мой друг Иван Лапшин» за ним закрепился образ смелого доблестного начальника уголовного розыска, а тут такой резкий контраст. И всё же я на сто процентов уверен – никто бы не справился с воплощением этого образа лучше Болтнева.