Как снимали «Служебный роман». Кто придумал образ Людмилы Прокофьевны и какие сцены не вошли в фильм

«Служебный роман» — одна из жемчужин творчества выдающегося режиссера Эльдара Рязанова. Эта теплая и душевная картина сразу полюбилась зрителям. Благодаря мастерству режиссера и блестящей игрое актеров фильм получил оглушительный успех. Сегодня вспоминаем историю съемок этой легендарной советской киноленты, ведь там было много казусов и импровизации.

Содержание
  1. Если бы Фрейндлих отказалась сниматься, то не было бы «Служебного романа»
  2. Фрейндлих сама подобрала образ для Людмилы Прокофьевны
  3. Басилашвили худел для роли Новосельцева, а ее отдали «Лукашину»
  4. Рязанов поощрял импровизацию актеров
  5. Рязанов любил провоцировать актеров на эмоции и снимал их спонтанные реакции
  6. Импровизация в киноленте коснулась не только актеров, но и погоды
  7. Рязанов разбросал всех героев по Москве, а на месте их работы он наклеил фейковые таблички
  8. Вычислительную технику ежедневно привозили на съемочную площадку под роспись
  9. Рязанов снимал актрис скрытой камерой и вставил полученные кадры в фильм
  10. История с любовными записками была взята из жизни режиссера
  11. Любовную линию Верочки режиссер убрал из-за оплошности актера
  12. Для раскрытия характера главной героини режиссер использовал картину Модильяни
  13. Басилашвили разбил машину и ничего ему за это не было
  14. Мягков по-настоящему потел, пока держал в руках тяжаленного Пегаса
  15. Рязанов снимал «Служебный роман», учитывая ошибки в «Иронии судьбы»

Если бы Фрейндлих отказалась сниматься, то не было бы «Служебного романа»

В картине «Служебный роман» Эльдар Рязанов собрал все свои «актерские резервы», с которыми не смог поработать в прежних проектах. Так, в киноленте вместе со Светланой Немоляевой, пробовавшейся на роль Нади, и Олегом Басилашвили изначально утвержденным на роль Ипполита в «Иронии Судьбы», появилась Алиса Фрейндлих. И без нее этого фильма вообще бы не было.

Ведь именно под нее Рязанов писал сценарий «Служебного романа». Худрук театра и одновременно муж актрисы Игорь Владимиров отпустил Алису на съемки под честное слово, что не будет сорван ни один спектакль. Фрейндлих выполнила условия и все два месяца съемок она ездила из Москвы в Ленинград, ночуя в поезде.

Фрейндлих сама подобрала образ для Людмилы Прокофьевны

Запоминающийся стиль главной героини — заслуга актрисы. Алиса Фрейндлих лично отбирала в костюмерной «Мосфильма» наряды похуже, примерялась и дополняла аксессуарами. В ход шли даже вещи от друзей и знакомых.

Знаменитые очки, например, Алисе Бруновне принес оператор Владимир Нахабцев. И взял он их у собственного отца — на время. Прическа Калугиной — тоже инициатива актрисы. Она сама так зачесала волосы.

Басилашвили худел для роли Новосельцева, а ее отдали «Лукашину»

Долгое время зрители были уверены, что на главную мужскую роль в киноленте Рязанов рассматривал Басилашвили. Актер даже похудел на 10 килограммов, чтобы менее солидно смотреться в кадре. Но в последний момент режиссер утвердил Андрея Мягкова на роль Новосельцева. И на то были веские причины.

Мягков к тому времени стал заложником образа «Лукашина» из «Иронии Судьбы», а потому, поработав с гримерами, «попал в яблочко». Неказистый, но благородный Новосельцев в его исполнении покорил всех, кроме Басилашвили.

«Я говорил Эльдару Александровичу, что гримеры тратят по нескольку часов, чтобы превратить вальяжного Андрея Мягкова в зачуханного Новосельцева. И столько же времени уходит на то, чтобы придать мне, замученному и уставшему — я играл в питерском театре, мотался между Москвой и Ленинградом, — вид лощенного Самохвалова. Так, может, пожалеем гримеров? Просил Рязанова: поменяйте нас с Мягковым местами!» — поделился воспоминаниями актер.

Однако со временем оказалось, что все это были лишь шутки и, по признанию актера, он никогда не желал сыграть Новосельцева. А эту историю кто-то на самом деле выдумал.

Рязанов поощрял импровизацию актеров

Эльдар Рязанов был не против отступления от сценарного текста, поскольку полностью доверял собранной команде.

По воспоминаниям Алисы Фрейндлих, режиссер позволял актерам импровизировать перед камерой и если дубль получался удачным, то оставлял его при монтаже. И таких кадров оказалось много. Одна только сцена ужина Людмилы Прокофьевны и Анатолия Ефремовича чего стоит. А помните их разговор на вечеринке? Все в обход сценария.

Рязанов любил провоцировать актеров на эмоции и снимал их спонтанные реакции

Порой Рязанов и сам подталкивал актеров к экспромту. Так случилось во время съемок сцены «воскрешения» Бубликова.

Режиссер подговорил актрису Людмилу Иванову, сыгравшую Шуру, внезапно остановиться и броситься на шею к артисту Петру Щербакову с криком «Да здравствует товарищ Бубликов!». Актер от неожиданности обомлел и ответил: «Спасибо Вам». Но импровизация в полный метр так и не вошла.

Импровизация в киноленте коснулась не только актеров, но и погоды

Во время съемок «Служебного романа» импровизировала и природа. 25 сентября 1976 года в Москве впервые за всю историю метеорологических наблюдений выпал снег. Рязанов решил это запечатлеть и тут же отменил запланированную съемку в павильоне. Но это был не единственный сюрприз для команды актеров.

Оказалось, что стихи к песне «У природы нет плохой погоды» написал сам режиссер. Однако он постеснялся заявить о своем авторстве и во избежании возможной критики со стороны коллег сказал, что строки принадлежат «некоему Уильяму Блейку».

Рязанов разбросал всех героев по Москве, а на месте их работы он наклеил фейковые таблички

Рязанов специально поселил героев фильма по разным районам столицы, чтобы подчеркнуть социальное положение сотрудников. Так в противовес Калугиной из элитного дома и Самохвалову из роскошной сталинки появляется Вера из Чертанова и Новосельцев из спального района. Однако, на этом режиссер не остановился.

Создатели фильма заморочились над оформлением строения, где снимали картину. Чтобы реальное здание Министерства речного флота стало похоже на статистическое управление, его украсили разными табличками с вымышленными организациями.

Одной из таких стала «Главрыба», появившаяся на стене департамента как отсылка к запрещенной в СССР повести «Собачье сердце».

Вычислительную технику ежедневно привозили на съемочную площадку под роспись

Фильм «Служебный роман» богат на реквизит. Одним из них были дорогие и дефицитные по тем временам вычислительные машины. В кабинете у Калугиной стоял настоящий венгерский компьютер Videoton-340, который стоил, как целый советский автопарк.

Дорогую ЭВМ привозили на съемочную площадку рано утром, а вечером забирали обратно. Что же до импортных калькуляторов на столе сотрудниц, то они в конце смены закрывались в сейфе.

Рязанов снимал актрис скрытой камерой и вставил полученные кадры в фильм

Для достоверной передачи атмосферы в бюро с большим коллективом рабочих режиссер пошел на хитрый ход. Он объявил актерам перерыв, а операторов попросил оставить камеры включенными.

Кадры получились идеально подходящими под киноленту. В свободную минуту актрисы начали прихорашиваться и заниматься своими делами. Это было легко, свободно и жизненно. То, что и было нужно Рязанову для общего плана.

История с любовными записками была взята из жизни режиссера

Сцена, когда Самохвалов отправляет любовное письмо в местком, оказалась реальной историей из жизни. Причем самого Эльдара Рязанова.

В прошлом он стал свидетелем, как сотрудница одной крупной компании влюбилась в большого руководителя. И тогда женщина решила отправлять возлюбленному тайные послания. Вот только все они по итогу стали достояние парткома.

Любовную линию Верочки режиссер убрал из-за оплошности актера

Помимо основной сюжетной любовной линии, в киноленте «Служебный роман» красной нитью проходят отношения секретарши Верочки со своим мужем-мотоциклистом. С ним она без конца висит на телефоне и обсуждает семейные проблемы.

Роль мужа Веры досталась актеру Александру Фатюшину и поначалу была довльно объемной. Но артист совмещал съемки в фильме с работой в театре и будучи на сцене получил травму глаза. Из-за невозможности сниматься дальше, участие персонажа сильно сократили в картине.

Для раскрытия характера главной героини режиссер использовал картину Модильяни

Картина Модильяни «Девушка в матроске» не просто так висит в квартире Калугиной. Это не случайный штрих.

Репродукция творения итальянского художника появилась как олицетворение пылкой натуры Людмилы Прокофьевны. Ведь у Модильяни был бурный роман с поэтессой Анной Ахматовой. Ее же он изобразил на своем полотне.

Так Рязанов оставил зрителям жирный намек на диссонанс Калугиной: снаружи черствая, а внутри она жаждит любви.

Басилашвили разбил машину и ничего ему за это не было

Самым драматичным эпизодом за 63 дня съемок «Служебного романа» стал инцидент с участием Олега Басилашвили. В фильме его герой разъезжал на служебной «Волге». Но в жизни актер совершенно не умел водить машину.

Специально для съемок Басилашвили прошел ускоренный курс вождения. Он выучил, как заводить машину и трогаться с места. И вот во время очередного дубля на пути «Волги» неожиданно появились две девушки. Испугавшись, актер резко нажал на тормоз, но перепутал педали.

Машина рванула вперед на полной скорости и врезалась в киоск «Союзпечати». К счастью, никто не пострадал. Более того, с артиста даже не потребовали компенсации ущерба.

Мягков по-настоящему потел, пока держал в руках тяжаленного Пегаса

Перед съемками в фильме «Служебный роман» знаменитый Пегас пылился в реквизиторском складе «Мосфильма» целое десятилетие, пока на него не обратил внимание ассистент Рязанова — Евгений Цымбал. По итогу именно эту 25-килограммовую лошадь выбрали по сюжету в качестве подарка юбиляру.

Носить тяжеленный реквизит в кадре выпало Андрею Мягкову. На экране видно, что пока актер держит скульптуру в своих руках, по его лбу катится пот. И фраза «Да это не лошадь, а мамонт какой-то!» произнесена им от души. А в конце он и правда так устал, что еле держит лошадь в руках.

Рязанов снимал «Служебный роман», учитывая ошибки в «Иронии судьбы»

«Служебный роман» был высоко оценен как зрителями, так и критиками, и стал лидером проката советского кино.

Сам режиссер, размышляя о своей работе, сказал так:

«Вообще, в „Служебном романе“ меньше режиссерских и актерских огрехов, чем в „Иронии судьбы“. „Служебный роман“, шел следом, сделан более тщательно — были учтены ошибки и предыдущий опыт. Но так как „Служебный роман“ был вторым, режиссерские приемы, неожиданные в предыдущей ленте, уже оказались публике знакомыми. Однако в бурном зрительском приеме обеих лент во многом „повинен“ Мягков».

Оцените статью
Как снимали «Служебный роман». Кто придумал образ Людмилы Прокофьевны и какие сцены не вошли в фильм
Судьбы актёров фильма «Не могу сказать прощай» — одного из лидеров советского кинопроката