Как снимали советский телесериал «Адъютант его превосходительства» и почему его хотели запретить

В 1970 году на советских малых экранах состоялась премьера без преувеличения культового отечественного сериала под названием «Адъютант его превосходительства». Всеми любимый исторический детектив о том, как шпиона внедряют в ряды «белых», где он становится, собственно, адъютантом.

Интересные сюжетные повороты, блестящая актёрская игра и, на удивление, крайне технологичная съёмка – что ещё нужно для хорошего сериала? Но сегодня мы будем обсуждать не сколько сам проект, сколько историю его создания и некоторые интересные моменты, связанные с его производством.

Как снимали сцену с прыжками на крыше и не только

Я не просто так упомянул про «технологичность» съёмочного процесса. Очевидно, в те далёкие времена самого такого понятия как «видеомонтаж» или «хромакей» просто не существовало. Какими только способами режиссёрам не приходилось изворачиваться, когда нельзя было просто нарисовать всё необходимое с помощью компьютерной графики.

Использовали методику так называемой «комбинированной съёмки», когда в действительности демонстрируемой сцены никогда не было, но создаётся такое ощущение, будто её реально снимали в студии или прямо на натуре.

Вот как раз сейчас мне бы хотелось обсудить сцену побега Мирона Осадчего (Виктор Павлов), в ходе которой он перепрыгивал с крыши на крышу. Разумеется, снимали её не «вживую», а при помощи комбинированной съёмки.

В СССР в частности был популярен метод так называемой «блуждающей маски». Если не углубляться во все технические сложности. то это такой специальный метод перемещения неживых объектов и актёров на другой фон. Вот что-то наподобие «зелёного фона», только блуждающая маска устроена немного иначе. В Советском Союзе для блуждающих масок использовали специальную инфрахроматическую плёнку, особо чувствительную к инфракрасному излучению.

Если говорить проще и понятнее, то происходило всё обычно так: актёров, как бы «прыгающих» по крышам, снимали сразу на обычную негативную плёнку и на инфрахроматическую. При этом позади него находится специальный экран с фоном, излучающим эти самые инфракрасные лучи.

При помощи специального светофильтра, пропускающего только их, удаётся получить силуэт артиста на прозрачном фоне после проявления плёнки. При этом на обычно плёнке, которую не проявляют, остаётся только «скрытое изображение».

Далее происходит процесс «впечатывания» фона при помощи наложения одной плёнки поверх другой. Таким образом получается перенести как бы «вырезанного» из видео актёра на негативную плёнку, на которую после снимают сам фон (ну вот те же крыши, по которым прыгал Осадчий), после чего проявляют обычным образом.

И это я ещё старался максимально упростить описание всего этого процесса для наглядного понимания, хотя всё равно получилось достаточно трудно. А представьте, каково это было на практике проводить все эти тонкие сложнейшие махинации? Остаётся только выразить своё восхищение советским кинематографистам.

Прообраз Кольцова

При создании главного героя сценаристы вдохновлялись реальной историей Павла Макарова. Он попал в штаб Добровольческой армии и в итоге так сильно проникся в доверие командующего Май-Маевского, что тот назначил его своим адъютантом. Самое интересное, что Макаров несколько раз находился на самом грани раскрытия, но каждый раз ему всё сходило с рук, а Май-Маевский был полностью уверен в преданности «красного» шпиона до последнего.

Как Соломин шесть раз пробовался на роль

Изначально главную роль должен был исполнить актёр Михаил Ножкин, тогда прославившийся после роли Павла Синицына в фильме «Ошибка резидента» 1968 года на схожую тематику. Только вот его главным конкурентом стал никто иной, как Юрий Соломин.

Изначально Соломина вообще пригласили сыграть какую-то небольшую роль третьего плана, а точнее капитана Осипова, однако на него обратил внимание сам Евгений Ташков и дал Юрию шанс попробоваться на роль Кольцова. Но была одна проблема – худсовету Соломин не нравился от слова совсем. Они то представляли себе на месте протагониста статного высокого мужчину и Юрий, увы, не соответствовал их ожиданиям. Правда его всё же утвердили после шестой пробы, и то Ташкову пришлось долго настаивать на кандидатуре Юрия. Что тут сказать – он однозначно не прогадал с выбором.

Почему сериал хотели запретить

Советских цензоров ну очень смутил факт того, что белогвардейцы были показаны как вполне компетентные и благородными солдатами, что было недопустимо, ведь они – главные противники большевиков. Особенно сильно их возмутил академический знак на форме генерала Владимира Зеноновича Ковалевского.

До конца неизвестно, каким образом авторам удалось уговорить цензоров не вносить серьёзных правок, но, как бы там ни было, к нам проект дошёл практически без изменений.

Оцените статью
Как снимали советский телесериал «Адъютант его превосходительства» и почему его хотели запретить
Высказывания Юрия Никулина, которые раскрывают его истинную суть