Около десяти лет Калатозов работал на тифлисской киностудии. Кем он только не был! Лаборантом, киномехаником, монтажером, даже водителем. Потом начал сам снимать фильмы.
Далее Калатозов отправился в Ленинград, где учился в Государственной академии искусствознания. Закончив аспирантуру, Михаил Константинович стал одним из режиссеров Ленфильма.
До 1954 года Калатозов снял несколько полнометражных кинокартин, но ни одна не имела такого же успеха, как «Верные друзья». В 1950-м режиссер перебрался на Мосфильм, где уже некоторое время на полках пылился сценарий Александра Галича и Константина Исаева «На плоту».
В 1974-м Галич эмигрировал, а его имя было вычеркнуто из титров. Однако за 20 лет до этого события все-таки было решено взять сценарий в работу, при этом текст был серьезно поправлен.
Чиновники от кино потребовали, чтобы такие солидные люди плыли по реке не на плоту, а на круизном пароходе. Тем не менее, авторам фильма удалось настоять на своем. Нестратов превратился из астронома в академика архитектуры.
Также, руководство потребовало показать на экране борьбу с бюрократией, для чего был придуман персонаж Неходы. Серьезно расширили сцену допроса Нестратова. Были заменены имена главных героев.
После утверждения на роли Василия Меркурьева, Бориса Чиркова и Александра Борисова, путешественникам дали имена актеров — чтобы тем было проще вживаться в роли и общаться между собой на съемочной площадке.
Между прочим, по слухам в жизни троица не только не общалась между собой, но даже и не здоровалась. Однако, актеры были настоящими профессионалами и сумели убедительно изобразить дружбу на экране.
А вы знаете, что все трое поют в фильме своими голосами? Да, были мастера сцены в то далекое время. Сейчас, к сожалению, такого уровня уже давно нет.
На роль Нестратова предполагался Николай Черкасов. Но он отказался сниматься в трусах. Посчитал это слишком фривольным для депутата Верховного Совета. Были сомнения с кандидатурой Алексея Грибова, потому что в спектакле «Кремлевские куранты» во МХАТЕ он играл Ленина.
И негоже тому же самому человеку изображать мелкого комичного бюрократа. Но потом Алексея Николаевича все-так утвердили. А вот Людмила Геника появилась в фильме по просьбе Бориса Чиркова. Он приехал на съемки с женой и попросил, чтобы ей тоже придумали небольшую роль — Маши, врача больницы в Осокино.
Как это часто случается, на съемках происходили различные импровизации и казусы. Вот например сцена, когда секретарь комсомольской организации говорит Сенцовой: «Не может быть, чтобы один советский человек не принял другого советского человека» — её придумал актер Николай Сморчков.
Большую часть материала снимали в Калужской области, в Тарусе, на реке Оке.
Но всё снять не успели — закончилось лето. Плот, на котором путешествовали герои, разобрали, пронумеровали каждое бревно, и отправили в Ростовскую область. Однако, непогода пришла и туда.
Актеры мерзли от холода, но в кадре приходилось делать вид, что им жарко. С подобным явлением я и сам столкнулся не так давно — за день проехав 1000 километров от Москвы до Ростова, с удивлением обнаружил, что там оказалось почему-то холоднее, чем в столице. Зато по вечерам Меркурьев и Чирков ловили настоящую рыбу.
Эпизод с лошадьми снимался с нескольких дублей и играла там именно Людмила Шагалова. Сразу снять не получилось, потому что у Шагаловой было слишком испуганное лицо. А вот оператор Марк Магидсон чуть не пострадал: вот эти планы снимал из ямы, прикрытой железным листом, который задела лошадь.
К сожалению, в год премьеры Марк Павлович погиб в автокатастрофе. А ведь он снимал и знаменитую «Бесприданницу» (1936). Если Шагалова снималась сама, то за Лилию Гриценко на лошади скакала дублерша.
Добавлю, что Калатозову удалось достать для съемок дефицитную пленку «Кодак», поэтому фильм дошел до нас в таком хорошем качестве.
Согласно данным «Верные друзья» заняли 7-е место в кинопрокате СССР за 1954 год. Впрочем, эту информацию еще нужно проверить….