Как советские мультипликаторы испортили сказку про Дюймовочку

Помните этот мультфильм 1964 года? Уверена, что да. Его часто показывали по телевизору и в кинотеатрах. Снят он по знаменитой сказке Ганса Кристиана Андерсена. Сюжет мультфильма вы наверняка тоже помните: жила-была одинокая женщина, и она очень хотела, чтобы у нее был ребеночек. Она пошла к доброй колдунье, колдунья дала ей зерно, женщина посадила его в землю, ухаживала за ним, из зерна вырос тюльпан, а когда он раскрылся, то в цветке обнаружилась крохотная девочка ростом в один дюйм. Собственно, поэтому ее и нарекли Дюймовочкой.

В дельнейшем жизнь у Дюймовочки сложилась так, что хватит на полноценный боевик: сначала ее похитила Жаба и преподнесла в подарок своему противному инфантильному сынку. Типичная яжмать с этожсыночкой. Помните шедевральное: «Ну вот поели, можно и поспать. Ну вот поспали, можно и поесть»? При помощи рыбок и рака Дюймовочке удалось сбежать от этой семейки, но затем она попала в лапы коварного обольстителя — Жука. Жук типичный ловелас, сходу берет наивную девочку в оборот, вешает ей на уши пару тонн спагетти и предлагает стать его женой. Вы только посмотрите на него. Очень сильно напоминает какого-то отставного военного:

Знаете, кого он мне сильно напоминает? Акакия Назарыча Ушицу из фильма «Ах, водевиль, водевиль»:

Любовь смешенье огня и льда,
Кому нектар, кому отрава.
Для жалких штатских любовь беда,
А для меня одна забава.

Вот и для Жука этого любовь забава, он играет в любовь, а неопытная в отношениях Дюймовочка этого не поняла и поверила Жуку. А Жук, наслушавшись «мнений света», разочаровался в своей избраннице и бросил ее. Наверняка она была не первая, с кем он так поступил. Униженная, всеми покинутая Дюймовочка едва не погибает от голода и холода, но попадает к Кроту — слепому богачу. Ему все равно, как выглядит его невеста, лишь бы ела поменьше. Этакий Эбенезер Скрудж звериного мира.

Собственно говоря, такие браки случаются регулярно, когда юные прелестницы выходят замуж за престарелых юношей, но их жертва полностью оправдывается приятным бонусом: после кончины старца такая жена превращается в молодую богатую и очень завидную невесту. Если девушка достаточно расчетлива и терпелива, то лет через 10 она вполне может стать полностью свободной и жить с унаследованными миллионами так, как она хочет. Только вот Дюймовочка хотела вовсе не денег — она искала любви: «Я любви искала и не нашла!» (с). И тут на помощь несчастной бесприданнице приходит спасенная ею ласточка. Она уносит Дюймовочку в некие Теплые Края (судя по пейзажам, это Греция). И вот тут начинается самое интересное. Дюймовочка встречается с Королем эльфов. Едва увидев ее, Король спрашивает:

— Как вас зовут, красавица?

На что Дюймовочка отвечает:

— Дюймовочка.

— Ах, какое прекрасное имя!

Король тут же возжелал сделать ее своей женой, встает перед ней на колени и делает ей предложение. Однако добавляет весьма показательную фразу:

— Но если вы мне откажете, я умру от горя!

И продолжает, даже не выслушав Дюймовочку:

— Ах! Умираю!..

После чего картинно хватается за сердце и валится в обморок.

В детстве мы просто замирали на этой сцене: кака лубофф! Перепуганная и одновременно обрадованная тем, что и для нее нашелся прЫнц, Дюймовочка кидается к нему и соглашается на брак. Хэппи энд, свадебный марш, все стирают слезы счастья.

А вот как бы не так! На самом деле Дюймовочке крупно не повезло (в очередной раз), ибо и этот Король точно так же деструктивен, как и все предыдущие кандидаты в мужья. Что происходит на самом деле, если не обращать внимания на романтический флёр? Мы имеем место с дешевой и мepзкой манипуляцией. Король не интересуется, нравится ли он Дюймовочке, он ставит ее перед фактом: или ты выходишь за меня замуж, или я умру, и виновата в этом будешь ты. По большому счету этот Король инфантильный и довольно примитивный эгоист. Он эмоционально незрелая личность, муж-мальчик, муж-дитя. Психологический младенец с выросшей женилкой. Его интересуют только собственные желания и чувства.

Что ждет женщину в браке с таким королем-эльфом? Эйфория новизны пройдет, и начнутся концерты по заявкам сельских тружеников. Ей постоянно придется поддерживать корону на его голове, а он на постоянной основе будет валиться в обморок и умирать. Чуть что не по нём — Ах, я умираю! — и брык на пол. Наверняка у кого-то из вас есть такие родственники, регулярно устраивающие умирание. У моей коллеги по работе был такой отец. Чуть стоило дочери выйти из-под контроля — звонил среди рабочего дня, с хрипами и стонами сообщал, что ему плохо и бросал трубку. Коллега, бросив работу, в панике мчалась через весь город, а в квартире ее ждал довольный папочка: «А вот ты мне вчера не позвонила, поэтому я и решил так сделать». У соседки была такая мать: как только дочь заневестилась, мама сразу «тяжело заболела» и начала умирать. Короче говоря, соседка вышла замуж только в 43 года, когда мать наконец-то умерла по-настоящему. Встречаются и мужья такие. Там, правда, не умирание, а уйду-уеду-разведусь.

А самое интересное в том, что в оригинале у Андерсена ни о каких манипуляциях нет и речи, а Король ведет себя абсолютно здоровым образом. Вот как выглядит финал в литературном источнике:

Обратите внимание, что он и имя Дюймовочки называет гадким и дает ей другое, а в нашем мультике этот крылатый метросексуал в полном восхищении:

— Ах, какое прекрасное имя!

Чувствуете разницу? И что получилось в итоге: Андерсен представил в сказке четыре самых распространенных типа женихов: маменькин сынок, ловелас, равнодушный богач и нормальный мужчина. А мораль сказки такова: не торопись, не кидайся ни за богатством, ни за внешним лоском, жди своего короля, который будет заботиться о тебе, а не о себе. В нашем же мультике из-за этой подмены вся мораль сошла на нет, адекватного мужчину заменили на манипулятора, и самое главное в сказке — мораль — полностью исчезло, от чего сказка стала анти-сказкой.

Оцените статью
Как советские мультипликаторы испортили сказку про Дюймовочку
Последние роли великих советских актёров