Как Союз чуть было не уничтожил звезду Людмилы Гурченко, и как она сумела выбраться из опалы

«Это был настоящий приговор. Очень скоро фамилии Гурченко не стало. Долго надо мной будет витать: «не желательно». Перестали снимать. Забыли. Тихо похоронили. Забальзамировали»

– так Людмила Марковна спустя десятилетия будет рассказывать о своем черном периоде карьеры, который был после культовой роли Леночки Крыловой из «Карнавальной ночи» (была еще «Девушка с гитарой», но об этом чуть ниже).

Людмила Гурченко, на мой взгляд, самая жизнестойкая артистка Союза. Ее за многое любят осуждать – за «перетянутое» пластикой лицо, за своенравный характер, за пристрастие к спиртному (но ведь она быстро победила и зацементировала в себе эту страсть).

А мне она нравится, – как минимум, вызывает огромное уважение. Читая историю ее детства, волосы на голове от ужаса шевелятся. После ужаса военного детства она, провинциалка, сумела отхватить культовую роль и прославиться на весь Союз.

А потом этот же Союз ее почти похоронил в творческом плане… Но Люда (Люся, как звали ее завистливые коллеги), словно птица Феникс, умела выпорхнуть из любого огня.

Пару слов о детстве Люды. Это важная ремарка, потому что в детстве ее характер закалился, она стала упорной и бесстрашной – это ей понадобилось для выживания – и впоследствии именно этот стальной характер помог ей подняться на актерский Олимп.

О своих аристократических корнях Людмила узнала лишь во взрослом возрасте. Ее мать была урожденной дворянкой, деда со стороны матери репрессировали, а имущество рода конфисковали еще до рождения Люды.

Со дня рождения и до начала ВОВ Людмила жила вместе с родителями в Харькове, в полуподвальной однокомнатной квартире в Мордвиновском переулке. В 1941 году отец ушел добровольцем на фронт. Люда с матерью голодали.

Когда Харьков оккупировали, было страшно и ежедневно нависала угроза смерти. Девочка воровала еду на базаре в компании харьковских детей, таких же, как она сама. Потом придумала новый способ добыть еду: ходила выступать (пела песни и танцевала) к немецким казармам, они смеялись и давали ей хлеб и объедки со своего стола.

Потом Харьков освободила Красная Армия. Вернувшиеся в де-оккупированный город соотечественники сначала презирали тех, кто пережил оккупацию. Но позже прониклись сочувствием и презрение сошло на нет. Отец Люды тоже вернулся с фронта, стал работать в Харьковской филармонии.

То ли угроза смерти в детском возрасте так травмировала психику девочки, то ли просто у нее был истероидный склад характера и ей было жизненно важно рукоплескание публики… Но Люда загорелась идеей стать артисткой. И впоследствии всю свою жизнь положила на это.

В 1953 году она уезжает в Москву, поступает во ВГИК и с тех пор шаг за шагом, с упорством, совершенно нетипичным для юной девчонки, воплощает свою мечту в жизнь.

В 1956 году на экраны выходит «Карнавальная ночь», это своего рода бенефис и для Рязанова, и, конечно же, для Гурченко.

После «Карнавальной ночи» под Гурченко спешно сварганили сценарий «Девушка с гитарой». Кроме популярнейшей актрисы героем фильма стал Московский международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года.

В процессе съемок Гурченко вызвала недовольство в Министерстве культуры. Спустя десятилетия она расскажет в интервью, что недовольство было вызвано ее отказом сотрудничать с органами и «стучать» на коллег.

«Министр кричал: «С лица земли сотрем! Имени такого не будет!» Из всего разговора я поняла, что во мне нет ни капли высокого патриотизма. Оказывается, где-то не под ту песню потанцевала».

В «Комсомольской правде» появился фельетон ведущего партийного насмешника Ильи Шатуновского. Гурченко обвинялась во вполне конкретных вещах: левых концертах.

Кольцо сжималось.

Спасти начинающую актрису мог успех, сравнимый с «Карнавальной ночью». Но «Девушка с гитарой» оказалась блеклым подражанием творению Рязанова и сочтена провалом, хотя нынче ее с удовольствием смотрят, благодаря актерским работам Жарова, Раневской, Никулина.

Следующие главные роли она сыграла спустя почти 10 лет, но уже на своей малой родине, на киностудии Довженко. Видимо вспомнили, что Людмила родом из Харькова и отправили с «Мосфильма» по месту жительства.

Казалось, ее московская карьера похоронена. Но нет, Людмила Марковна не только выбралась из опалы, но и «переплюнула» саму себя в молодости!

Она вернулась на Олимп, но не сразу. Другая бы на ее месте опустила руки. Главных и успешных ролей не было, болото затягивало. Людмила вернулась на «Мосфильм», но довольствовалась второстепенными работами.

Роль в «Женитьбе Бальзаминова» яркая, но далеко не главная.

Певичка кабаре во «Взорванном аде».

Какой-то майор милиции в каком-то «Эксперименте».

Коммерческий провал фильмов «Нет и Да» и «Белый взрыв», где у Людмилы были главные роли знаменовал следующее: зритель больше на нее не «покупался».

Кстати, именно в тот период своей жизни у нее были проблемы с алкоголем, выяснилось, что она может уходить в запои. Поэтому волевым решением она запретила себе пить, и могла годами не выпивать ни капли спиртного.

«Мысль о самоубийстве возникала не раз.  Я никому не нужна была! Все умела, а никому не нужна! Проходила бесконечные пробы — без толку. Выбраться из этого было невероятно». (c) Людмила Гурченко.

Она выбралась. Когда сменился курс власти, дело пошло к оттепели, во второй половине «брежневского» периода (у него начались проблемы со здоровьем, он злоупотреблял снотворным, и страну фактически взяли в свои руки другие люди).

Как и некоторые другие творческие люди, Гурченко перестала быть нежелательной персоной, и ей снова стали давать главные роли в лучших проектах.

Разве можно представить мир нашего кино без «Вокзала для двоих», «20 дней без войны», «Небесных ласточек» или «Соломенной шляпки»?

Как бы не критиковали Людмилу Марковну, она очень стойкий человек со стальной волей – в этом нет сомнений!

Оцените статью
Как Союз чуть было не уничтожил звезду Людмилы Гурченко, и как она сумела выбраться из опалы
Сколько зарабатывали музыканты «Песняров» в 60-70-е годы