Как создавали фильм «Старики-разбойники»: амбициозность Кузнецова, гнев Рязанова и макароны на ветер

Эльдар Рязанов черпал идеи для творчества из жизни, потому что жанр, в котором он снимал скоро потеряет актуальность, ведь его комедии привязаны к конкретному времени и ситуации. Так считал сам Эльдар Александрович.

Режиссер ошибался – сатира, ирония, мелочи жизни, собранные воедино сценаристом Эмилем Брагинским и режиссером Эльдаром Рязановым, актуален и по сей день. Вспомните фразу из фильма «Старики-разбойники»: «Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных». Как просто и как жизненно. Разве не актуально?

В начале 70-х годов Эльдар Александрович намеревался снять фильм по пьесе «Сирано де Бержерак», однако в Госкино ему отказали. После этого режиссер попал в больницу. В это же время скончалась его мама. В общем, непростой период.

Именно во время лечения Рязанов знакомится с бывшим следователем, который поведал ему историю о том, как коллеги из прокуратуры попытались отправить его на пенсию, хотя желания работать у него было огромное.

Эльдар Рязанов проникся этой историей, которую позже поведал своему соавтору Брагинскому. Так родилась идея фильма «Старики-разбойники». Роли главных героев беспокойных стариков, не желающих уходить на заслуженный отдых, и поэтому преступивших черту закона радио сохранения работы одному из них, сыграли 50-летний Юрий Никулин и 45-летний Евгений Евстигнеев, так как Рязанов изначально планировал увидеть из в своем фильме.

Скромный следователь Николай Сергеевич Мячиков и энергичный инженер Валентин Петрович Воробьев получили прозвища «Мямлик» и «Шустрик», так как они хорошо отражали их характеры. Возраст актеров был моложе возраста их героев, поэтому гримерам пришлось «состарить» Никулина и Евстигнеева.

По поводу Ольги Аросевой, которой в итоге досталась роль инкассатора Анны Павловны Суздалевой, Эльдар Александрович сильно сомневался. Нет, дело не в таланте актрисы. Просто он опасался, что Ольгу Александровну воспримут как пани Монику из телесериала «Кабачок «13 стульев». Режиссер взял ее с одним условием – чтобы актриса максимально отстранилась от комедийного образа.

Роль протеже высокопоставленного чиновника, который намеревался побыстрее отправить на пенсию Мячикова, Рязанов видел Анатолия Кузнецова, того самого товарища Сухова из «Белого солнца пустыни». Однако актер сказал, что согласен исключительно на главную роль. И тогда Юрия Проскудина сыграл Андрей Миронов. И это было 100-% попадание в образ.

Кошмарный сон Мячикова, в котором оживают всадники и мчатся за ним на стальных конях, действительно снимали в Пушкинском музее. А вот далее начинается «конструктор»: лестница музея на самом деле находится в журфака МГУ, музейные залы воссоздали в павильоне киностудии «Мосфильм».

Рязанов не называет города, где происходит действие фильма «Старики-разбойники». На самом деле в качестве уютного европейского городка выступил Львов – в кадр попали Пороховая бочка, Львовская ратуша, городской рынок, башня Корнякта, Латинский собор и другие известные объекты этого города.

Рязанов торопил время для съемок. Дело в том, что ему нужен был в кадре снег и зимний рассветы, а на улице стояла осень. Рязанов попросил достать пушку для снега, зарядить макаронами и имитировать снег. Ничего из этой затеи не получилось. Тогда съемочная группа улетела в Москву, чтобы снять несколько сцен там. И в это время во Львове пошел снег. Пришлось срочно лететь назад.

В Москве Ольга Аросева дала интервью одной из центральных газет, в котором рассказала о том, как снег пытались заменить макаронами. В издании выпустили публикацию «Не стреляйте макаронами!», в которой рассказали о кинематографистах, пускающих продукты по ветру.

После этого Эльдар Рязанов в гневе позвонил Аросевой и отругал ее, рассказав, что после этого интервью его вызывали в ЦК партии. Все эти волнения не были напрасными – фильм приняли и зрители, и критики, а Рязанов вскоре приступил к съемкам следующего своего творения «Невероятные приключения итальянцев в России».

Оцените статью
Как создавали фильм «Старики-разбойники»: амбициозность Кузнецова, гнев Рязанова и макароны на ветер
Бессовестное и недостойное поведение Клавдии в фильме «Дом, в котором я живу»