И на этот счет есть история, которая зафиксирована во многих источниках.
Вообще, просмотр кино Сталин проводил очень поздно из-за своего графика работы.
Из-за этого многим руководителям также приходилось подстраиваться под этот график, так как в любой момент в министерство или другую структуру могло прийти распоряжение, или же Сталин мог просто поинтересоваться по нужным для него вопросам.
Так вот, сама история. Она была связана с фильмом «Поезд идет на Восток», который снял режиссер Юлий Райзман.
Министр кинематографии Большаков лично привозил новинки советского кино на просмотр Сталину. Фильм всегда был заряжен в киноаппарат и, если у Сталина было желание посмотреть кино, ему тут же включали. Иногда фильм мог провести в киноаппарате несколько недель, прежде чем Сталин мог его просмотреть.
Фильм «Поезд идет на Восток» был снят в жанре кинокомедия. Во время просмотра этого фильма вместе с членами Политбюро Сталин был чем-то раздражен. Примерно на середине просмотра этого фильма, когда по сюжету поезд подъезжал к перрону какого-то города, он поинтересовался у Большакова:
— А это что за остановка?
Министр кинематографии испугался. Он понял вопрос, но не понял, где подвох. Что отвечать? Фильм был художественный, а не документальный. Это мог быть любой город.
— Это Новосибирск, Иосиф Виссарионович, — сказал Большаков.
— Тут я и сойду, — сказал Сталин и вышел из зала для просмотров.
И что же делать с фильмом? Понравился он или нет? Министр не понимал как читать реакцию Сталина. С одной стороны, фильм не был досмотрен до конца, а потому можно сделать вывод, что он плохой. С другой стороны — никто и не говорил прямо, что фильм плохой.
Тогда было принято «соломоново» решение. Фильм был выпущен на экран, но при этом специально была организована его травля в газетах. А Райзмана на всякий случай «сослали» работать на республиканскую киностудию.
Вот такая байка.
Но точно известно, что Иван Пырьев позвонил Райзману и сообщил тому, что фильм «Поезд идет на Восток» не понравился Сталину, так как главный герой «не смотрит в глаза, а смотрит в землю».