Культовый фильм «Карнавал» 1981 года от режиссёра Татьяны Лиозновой явно не нуждается в представлении – это уже самая настоящая классика советского кинематографа. Весьма простая история о том, как юная девочка из маленького города хотела воплотить в жизнь свою давнюю мечту стать прославленной артисткой.
И если вы смотрели фильм, то наверняка знаете, что концовка не даёт как такового чёткого ответа: получилось у Нины добиться своего, или всё же пришлось смириться с тем, что не всем мечтам в нашей жизни суждено сбыться.
Согласно первоначальной версии сценария, Соломатина должна была принять неизбежность нашей действительности и отказаться от своей детского наивного стремления, но сама Лиознова посчитала такой финал пессимистичным, отчего итоговая концовка осталась открытой. Хотя режиссёр открыто говорила, что в её представлении Нина смогла стать знаменитой на весь СССР артисткой.
Казалось бы, на этом историю можем и закончить, но спустя 7 лет на большие экраны выходит фильм «Артистка из Грибова» от режиссёра Леонида Квинихидзе. Конечно, это никак не является официальным продолжением «Карнавала», так как ни Лиознова, ни Анна Родионова (один из главных сценаристов «оригинала») не имеют к этому проекту никакого отношения.
Тем не менее главную роль вновь сыграла Ирина Муравьёва и хотя в фильме её зовут не Нина Соломатина, а Галина Кадетова – эту картину можно назвать неким своеобразным «продолжением» истории Нины, по крайней мере в интерпретации Квинихидзе и Эмиля Брагинского – если кто вдруг не знал, соавтора множества легендарных фильмов Эльдара Рязанова, в числе которых «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Ирония судьбы» и «Гараж».
Итак, наша главная героиня Галя Кадетова – это уже немолодая актриса, некогда приехавшая в столицу из небольшого провинциального городка, чтобы покорить советское кино. Как видите, параллели с Ниной более чем очевидны. Правда у Гали всё идёт далеко не так гладко, как хотелось бы, ведь пределом её карьеры стали выступления в радиопостановках и на сцене детского театра.
Ни о каких крупных ролях, даже театральных, не шло и речи. Помимо этого в личной жизни Кадетовой тоже всё не склеилось: она замужем за эгоистичным нарциссом Шурой Гололобовым (Сергей Шакуров), который уже достаточно давно подумывает о разводе.
И как же заканчивается история Галины в конечном итоге? На самом деле, весьма предсказуемо: сначала ей пообещали главную роль в крупном проекте, но потом в последний момент, что говорится, «кинули». Разочарованная Кадетова приняла твёрдое решение уехать из Москвы, а точнее вернуться в свой родной город Грибов, устроиться там работать в театр и жить счастливо в окружении близких людей.
В каком-то смысле «Артистка из Грибова» является более драматичной и взрослой версией «Карнавала». В фильме Лиозновой зрителю доносят простую мысль – всегда иди за своей мечтой несмотря ни на что, и твои усилия окупятся. В то же время «Артистка из Грибова» полностью опровергает этот посыл, отчётливо показывая, что жизнь далеко не такая сказочная и простая, как добрые советские фильмы.
Ты можешь годами пытаться пробиться на сцену, но стоит тебе только получить тот самый, единственный шанс выбираться в мир большого кино – судьба заберёт у тебя такую возможность по собственной прихоти. И что тогда остаётся с этим поделать? Лишь принять неизбежное и двигаться дальше.
Несмотря на то, что фильм «Артистка из Грибова» не вызывает у меня таких же тёплых чувств, как «Карнавал», в одном он определённо выигрывает – очень чётко доносится «закулисье» жизни актёров.
Из, условно, миллиона желающих, в лучшем случае, только несколько человек реально смогут добиться какого-то грандиозного успеха, в то время, как остальные, пусть они хоть всю жизнь положат на совершенствование в этой сфере, не останется ничего, кроме как выступать на сцене провинциальных театров.
Пессимистичный посыл? Согласен, зато весьма правдоподобный. Тем более не сказать, что концовка сильно печальная, ведь Галя, на самом деле, вполне счастлива.
Кроме такой вот чёткой демонстрации идеи того, как тяжело пробиться в мире шоу-бизнеса, фильм преподносит очень интересную идею, которую я, к сожалению, встречаю не так часто – вполне нормально отказываться от своей старой мечты. Не стоит постоянно цепляться за какие-то несбыточные амбиции и отдавать всё ради чего-то «великого» и весьма далёкого.
Как говорит народная мудрость: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». В Москве Галя оказалась никому не нужна, но это совсем не помешало ей найти своё место в родном Грибове и впервые за долгие годы стать по-настоящему счастливой, пусть даже заветную мечту юности воплотить не удалось.