Когда бездельница Ирэн выходила замуж за Сомса Форсайта, у нее за душой не было ни гроша. Злобствующие заступницы постоянно приводят один и тот же аргумент: «он обещал дать ей развод, и обманул». Согласен. Однако давайте посмотрим фактам в лицо. Конечно, Ирэн была человеком без совести, но все-таки далеко не дурочкой.
Во-первых, женщина не могла не понять, что Сомс полюбил ее ненормальной, болезненной, привязчивой любовью и ни за что не отпустит. Иными словами, уже перед браком Ирэн осознавала, что Сомс врет, однако все-таки намеренно вышла замуж, чтобы потом иметь возможно упрекать мужа: «ну как же так, ты ведь обещал меня отпустить, и нарушил свое обещание». А во-вторых, когда Ирэн нашла себе нового любовника в лице такого же тунеядца и слабака Джолиона, как и она сама — преспокойненько развелась с Сомсом и никто ей не помешал.
Не так давно я назвал Ирэн самой скверной героиней в истории мировой литературы, а Джолиона инфантильным сластолюбцем. Сначала давайте разберемся с последним. Напомню, что у Сомса был свой бизнес. Отец (Джемс) и сын (Сомс) Форсайты нажили большие состояния, однако Сомс существовал вполне автономно от богатого родителя. Сомс знал цену деньгам и умел их зарабатывать. У Джолиона не было ничего. Когда ему захотелось жениться на вожделенной дамочке, Джолион сбежал от богатого папашки и жил в бедности. Потом папа сжалился и дал великовозрастному «малышу» денег. Это и называется инфантилизм. За всю свою недолгую жизнь Джолион почти ничего не заработал.
В отличие от Сомса, Джолион существовал за счет богатого отца и писал картины. Что же касается переезда в дом, который Сомс строил для Ирэн, это конечно же верх низости и цинизма. Впрочем, Джолион в конце концов поплатился за все свои грехи — от праздности до соблазнения чужой жены. Более неприятного персонажа даже трудно себе представить!
Возвращаемся к Ирэн. Получил изумительный комментарий.
Когда мы «выбираем» самых-самых скверных героинь мировой литературы, то должны учитывать, кроме прочего, масштаб произведения. При всем уважении к Куприну и Чехову, все-таки одно дело небольшие повести и рассказы, и совершенно другое — эпопея. К тому же, получившая Нобелевскую премию. Включать сюда тетю Петунию и вовсе смех. Как-нибудь напишу про нее отдельную заметку. Амбридж? Миледи? Неужели вы сами не понимаете, чем они отличаются от Ирэн?!
Друзья мои, и Амбридж, и Миледи совершали уголовные преступления. И в конце концов понесли за них наказание. Наказать Ирэн было невозможно. Она отправила на тот свет трех человек (Босини и оба Джолиона), а четвертый (Сомс) — тоже погиб из-за Ирэн, правда, цепочка оказалась чуть длиннее. Ирэн была полностью лишена человеческих чувств: эмпатии, сострадания, любви. Женщина с пониженной социальной ответственностью фактически укокошила трех человек, которые ее боготворили и были от нее без ума. Ирэн разрушила жизнь собственному сыну Джолиону, сделав его несчастным до конца дней. Она не просто порождение зла. Она и была самим злом.
И отдельно про «насилие».
Во-первых, по законам Англии того времени поступок Сомса не был насилием с точки зрения уголовного кодекса. Наоборот, муж заслуживал одобрения и поощрения за то, что «взял своё».
Во-вторых, разве Сомс подкараулил Ирэн в подворотне? Разве он надругался над бывшей женой после долгой разлуки? Нет-нет! Это Ирэн постоянно изменяла Сомсу с Босини, но при этом продолжала жить в его доме, кушать хлебушек ненавистного мужа, пить его винишко и носить шмотки, которые он купил. При этом не пуская в спальню. Ненавидишь мужа? Не хочешь с ним сожительствовать? Отлично! Собрала чемодан и вперед, на выход, к милому Босини в его хижину! Ах, нет?! Тогда изволь исполнять свои обязанности и не смей называть это «насилием»!