В этом году исполнилось 55 лет замечательному фильму режиссёра Михаила Швейцера «Золотой телёнок». Фильм стал первой полнометражной экранизацией романа Ильфа и Петрова.
Снять картину Швейцер задумал в расцвет хрущевской оттепели, в конце 50-х годов, когда были переизданы романы этих авторов, и книги имели огромный успех у советских читателей.
Сценарий двухсерийного фильма, который Швейцер написал сам, был готов в 1962 году, но худсовет «Мосфильма» не торопился его утверждать.
Прошло несколько лет, «оттепель» постепенно перешла в легкие «заморозки» и Михаил Абрамович понял, что его планам уже не суждено сбыться. В 1965 году он исправил замечания худсовета и в очередной раз предоставил сценарий на утверждение. Но снова получил отказ.
Помощь пришла, откуда не ждали. В ЦК КПСС в отделе культуры работал очень хороший чиновник, которого добрым словом вспоминали многие советские кинорежиссёры. Его звали Георгий Иванович Куницын.
Как теперь уже известно, благодаря ему на наши экраны вышли такие легендарные фильмы, как «Берегись автомобиля» (режиссёр Э. Рязанов), «Крылья» (Лариса Шепитько), «Обыкновенный фашизм» (М. Ромм), «Айболит-66» (Р. Быков), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (Э. Климов), «Бег» (А. Алов и В. Наумов) и другие.
Многие подобные картины были остановлены художественными советами ещё на стадии утверждения сценариев. Но периодически из ЦК приходили письма с разрешением снять тот или иной фильм. И даже скандальный «Андрей Рублев» был снят Андреем Тарковским только потому, что отдел культуры ЦК КПСС дал добро на финансирование этих съёмок. А инициаторам этих разрешений был Георгий Куницын, который в те годы занимал должность заместителя начальника отдела культуры.
Примерно так же случилось и со сценарием Швейцера. После отказа утвердить сценарий на худсовете «Мосфильма», согласно инструкции копию сценария с протоколом художественного совета отправили в отдел культуры ЦК.
Честно говоря, никто не надеялся, что там кто-то всё это читает. Но, тем не менее, примерно через год из отдела культуры ЦК пришло не просто разрешение на съёмки фильма «Золотой телёнок», а даже указание снять этот фильм в самое ближайшее время.
Вот так, неожиданно для себя, Михаил Абрамович был вызван на киностудию и получил даже не разрешение, а приказ снять фильм по своему же сценарию. Партийная дисциплина в те годы была чрезвычайно строгой.
Так как за прошедшие годы Швейцер уже основательно «переварил» в голове свой будущий фильм, он представлял, кто из актёров будет играть в картине ключевые роли.
И Юрский был у него одним из первых кандидатов на роль Бендера. Правда, по установленной инструкции пробы на роли всё же были проведены. Но в итоге Швейцер получил именно ту троицу актёров, которую он и хотел видеть в своём фильме. Это Сергей Юрский, Леонид Куравлёв и Зиновий Гердт. Хотя по ходу проб появились и другие достойные кандидаты на эти роли.
Фотопробы Николая Губенко на роль Остапа Бендера.
Фотопробы Александра Пороховщикова на роль Остапа Бендера.
На Остапа Бендера успешные пробы были у Владимира Басов, Александра Пороховщикова и Николая Губенко. При выборе актёра на роль Шуры Балаганова режиссёр выбирал между Леонидом Куравлёвым и Вячеславом Невинным.
Фотопробы Вячеслава Невинного на роль Балаганова.
На кинопробах на роль Паниковского ему очень понравился Ролан Быков, который блистательно отыграл эпизод с дележём денег. Но Зиновий Гердт всё же был вне конкуренции.
Фотопробы Ролана Быкова на роль Паниковского.
Как позже рассказывал сам режиссёр, на роль миллионера Корейко он первоначально планировал Евгения Леонова. И предполагал, что пробы на эту роль будут лишь формальностью. Но неожиданно для себя в кинопробах Евгения Евстигнеева он увидел именно такого Корейку, которого хотел. Умного, но недостаточно для того, чтобы обхитрить Бендера. Комичного, но не смешного. Иначе бы зрители не поверили, что он смог заработать такие деньги. Азартного, но умеющего скрывать свои эмоции.
Исполнителей на роли второго плана режиссёр выбирал также тщательно как и на главные. Более двадцати актёров сыграли в фильме второстепенных персонажей. И почти все они – это известные актёры.
А кое-кого из звёзд даже пришлось вырезать из картины, чтобы уложиться в хронометраж. К сожалению, Швейцер был вынужден удалить эпизод с Васисуалием Лоханкиным и его женой, которых сыграли Анатолий Папанов и Елена Королева. Правда, оператор сохранил эти плёнки, и через четверть века, в 1992 году, зрители увидели полную версию фильма.
Сегодня фильм Михаила Швейцера входит в Золотой фонд отечественного кино.
А Остапа Бендера в исполнении Сергея Юрского многие считают лучшим Бендером «всех времён и народов». Впрочем, как и его компаньонов: Шуры Балаганова в исполнении Леонида Куравлёва и Паниковского, сыгранного Зиновием Гердтом.