Советская кассирша снята на фоне фотографии Западной звезды Софи Лорен и очевидным образом загримирована под нее.
Прежде всего интересен сам типаж хищницы. Это девушка в негласной иерархии советской системы тоже не так проста, как кажется. Судя по всему, она работает кассиром в каком-то известном театре.
В именитых театрах Москвы и Ленинграда (впрочем, как и в столицах республик, и в некоторых городах — миллионниках) не так то просто было достать билеты на спектакли со звёздами мирового уровня.
Для того чтобы гарантированно попасть на желаемый спектакль, необходимо было иметь «нужные связи». Например, знакомство с кассиром или администратором театра (или с лицами, имеющими на них выход), которые могли отложить необходимое количество билетов.
Разумеется, все это делалось не просто за «красивые глаза», а за какую-либо ответную услугу (или денежное вознаграждение).
Так и наша героиня, после того, как захлопывает перед покупателями окошко кассы со словами «Билетов нет! Приходите через час, может быть, снимут бронь». Звонит какому-то Василию Захаровичу и просит у него путевку в престижный дом отдыха.
В ответ на предложение своего собеседника отдохнуть на Кавказе, кассирша, ухмыляясь, отвечает: «Нет мне нужен билет только в «Дом отдыха Академии наук».
Все вполне логично. Кого охотница за красивой жизнью может встретить в Сочи или Гаграх? В основном таких же средне-статических советских рабочих и служащих. Но в подмосковном «Доме отдыха Академии наук» уже пожалуйста — выбирай любого, заслуженного и обласканного жизнью.
Уже в Доме отдыха прикинувшись, вероятно, молодой ученой, кассирша начинает обхаживать представительного вида пожилого академика и за две недели влюбляет его в себя до такой степени, что он планирует развестись со своей супругой.
Но почему расчётливая кассирша решила охотиться именно на академика?
На первый взгляд кажется, что наиболее перспективным в плане доходов и привилегий был бы какой-нибудь партийный работник. Однако по понятным причинам подобный сюжет в 1965 году снять не могли.
Но и в реальной жизни вряд ли партийный функционер высокого ранга, даже при всем желании мог бы бросить ради подобной сомнительной девицы семью. Хотя бы из опасений за дальнейшую карьеру и положение в обществе.
Также не будем рассматривать различных валютчиков, фарцовщиков, цеховиков и прочий криминал. Для нашей героини все должно было быть правильно и легально.
Остаются еще хорошо обеспеченные и ведущие богемный образ жизни, известные певцы и актёры. Кассирша с внешностью Софи Лорен вполне могла познакомится с кем-то из подобных персонажей (с ее то связями!).
Но и у советской богемы был огромный минус. И без нашей героини всенародно любимые певцы и актёры имели огромное количество поклонниц. Так что еще одна, пусть и очень красивая, но обычная кассирша имела все шансы стать только одной из многочисленных фавориток.
Однако по контексту кино-новеллы девушке нужно выгодное замужество, а не отношения в стиле «поматросил и бросил».
В этом случае высокообразованный, культурный и обеспеченный академик (член высшей ступени организации ученых в СССР), являющийся, по сути, подлинной элитой советского общества, был вполне разумным и правильным выбором.
Академики в СССР пожизненно получали ежемесячную доплату в 500 рублей (огромная сумма!) к и без того немаленькому окладу или к пенсии, причем независимо от того, продолжали ли они заниматься научной деятельностью (этой привилегии, например, были лишены кандидаты наук).
Кроме того, академики имели право на служебную машину и личного водителя, дачи в самых престижных местах, льготные путевки на курорты и лечение в лучших здравницах и больницах СССР.
Уже не говоря о том, что советский академик имел, как правило, отличную квартиру в городе своего проживания и т.п.
У кассирши, кстати, ничего не вышло, потому что академиком на самом деле оказался не сам пожилой джентльмен, а его супруга. Это роковая ошибка произошла из-за несклоняемой фамилии.
Но основная суть этого сюжета, как мне кажется, не только в этом неожиданном повороте.
Да, любительница красивой жизни оказалась жестоко посрамлена. Но в то же время журнал Фитиль задает высокую планку для современной (на тот момент) молодежи:
Не ищите легких путей за чужой счет!
Учитесь, развивайтесь, работайте над собой! И когда-нибудь вы тоже можете стать академиками.